Jump to content

Recommended Posts

История карт Таро

Существует легенда, что в Дpевнем Египте был хpам, в котоpом было 22 зала, а на стенах каждого зала были изображены символические каpтины, от котоpых впоследствии пpоизошли Великие Аpканы Таpо.

Другие исследователи считают, что Таро берут свое начало из Каббалы (двадцать две буквы и десять Сефиpот Каббалы - основа системы Таpо). По их мнению отпpавной точкой в истоpии Таро является 300 год нашей эры - примерная дата создания "Сефер Йецира", фундаментального тpуда по Каббале.

Известно, что игральные карты, состоящие из четырех "мастей", проникли в Европу около 1200 г., видимо, с Ближнего Востока. Около 1400 г. их уже вовсю использовали в качестве популярной азартной игры. Карты Таро (а по-простому тароччи, тарот или тарок) включают в себя все эти четыре масти, но, кроме того, имеют еще и пятую, козырную, или "старшую", масть, состоящую из большего количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии в эпоху Кватроченто (XIV в.) в качестве настольной игры. В эту игру до сих пор играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причем изображения Марселъского Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы еще в конце XV в. Примерно тогда же был стандартизован и порядок их нумерации.

Первая запись об игре в цветные картинки, которая именовалась трионфи ("триумфы") и вошла в моду при княжеском дворе Феррары, датировано 1442 г. Самая старая из сохранившихся колод была создана художником Бонифацио Бембо в качестве подарка к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти. Около 1500 г. появились первые печатные колоды, и Таро стало популярной игрой широких народных слоев.

Точно неизвестно, с какого момента карты Таро стали использоваться не только в азартных играх, но и при гадании. Однако первые документальные намёки на возможность соотнесения карт и человеческих судеб относятся к XVI веку. Некоторые поэты того времени, описывая знаменитостей в хвалебных стихах, сравнивали людей с козырями Таро. Эти стихи именовались «tarocchi appropriati», и в одном случае (1527 г.) они относятся к судьбе человека. Интересно, что в 1540 году в Италии выходит книга «Гадание» (итал. «Le Sorti»), в которой автор, Франческо Марколино да Форли, указывает простой способ гадания с помощью карт обычной игральной колоды. Это наиболее ранний из известных нам трактатов о гаданиях. Хотя колода Таро и содержит аналогичные карты, пока невозможно однозначно утверждать, что Таро являлось в те времена развитым гадательным инструментом. Как видно, намёки на это хотя и есть, но остаются довольно туманными. Говорить о Таро как об оформившейся системе предсказаний и гаданий, возможно лишь начиная с конца XVI века, поскольку есть записи в Болонье, датированные 1700 годом, в которых вполне однозначно описываются гадательные значения карт Таро.

Первый документ о гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим занимались, в основном, цыгане - кочевой индоевропейский народ, проникший в Европу в XV в.. Цыгане считались выходцами из Египта, и это породило чрезвычайно романтическую легенду о "древнеегипетском" происхождении Таро. Таинственная символика Таро издавна считалась Ключом к Древним Мистериям; однако впервые об этом было заявлено в 1781 г. французским протестантским священником Антуанон Кур де Жебленом (Курт де Гебелин). Изучая древние легенды, он пришел к выводу, что эта "простая азартная игра" есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота, способная открыть сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский парикмахер Альете, младший современник и ученик Кур де Жеблена. Он всерьез увлекся оккультизмом, забросил свое дело и взял псевдоним Этейлла (прочитав собственную фамилию "по-еврейски", т.е. справа налево). Будучи не слишком образованным человеком, Этейлла не увлекался "философским" аспектом символики карт Таро, а систематизировал и шлифовал систему гадания на картах. Свой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты Таро приобрела к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вероятно тогда же Этейлла открыл в Париже один из первых гадательных салонов.

В 1850 году провинциальный французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую популярную из колод Этейллы - так называемое Египетское Таро. Таким образом, система Таро приняла свой современный вид.

Дальнейшие исследователи, изучавшие и развивавшие гадание на картах Таро, исходили уже из наработок Этейллы. Однако в XIX в. стало модным гадание на обычных игральных картах, Карты таро отступили в тень и сделались привилегией мистиков и оккультистов. Этих людей мало интересовало предсказательное использование карт: гораздо больше внимания они уделяли "философским" и "мистическим" аспектам их символики. На этом этапе Таро (и, в особенности, 22 карты его "старшей масти") превратилось в символический алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики. Во второй половине XIX в. известный французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского алфавита, который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической системы каббалы. Это сильно увеличило систему значений Таро и окончательно превратило старинную колоду карт в весьма влиятельную мистическую систему.

В 1856 г. в своей книге «Учение и ритуал высшей магии» Элифас Леви впервые связывает каббалу и Таро, связывая Старшие арканы Таро с буквами иврита, а значит, и с путями Каббалистического древа. Именно этой схемой пользовался С. Л. Макгрегор Мазерс при создании колоды Таро «Золотой Зари». В 1887 году Мазерс начинает описывать эзотерические свойства карт Таро в своем манускрипте «Книга Т».

Окончательная обработка Таро в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX в. английским Герметическим Орденом "Золотой Рассвет". Именно в этой среде возникла одна из самых популярных в наше время колода Таро - Райдеровское Таро, (названное по фамилии ее издателя). Эта колода была создана по эскизам христианского оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором Памелой Коулмен Смит. Она была издана миллионными тиражами и в значительной степени повлияла на современное восприятие карт Таро. Обычно она служит "базовой" версией, с которой сравнивают всевозможные нововведения в этой области.

Одной из главных причин ее популярности было уникальное новшество в области дизайна. Традиционное Таро состояло из 22 "козырей" (или Старших Арканов) и 56 обычных карт. Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты - только цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она снабдила все карты изображениями соответствующих символических сцен, и в этом ей подражают до сих пор. Рисунки порой значительно облегчают толкование карт и делают гадание доступным не только для специалистов, но и для широкого круга людей.

Артур Эдвард Уэйт (Уайт) в 1910 году публикует книгу «Иллюстрированный ключ к Таро». Под его руководством мисс Помелла Колеман-Смит, молодая американка, состоявшая в ордене «Золотой Зари», нарисовала новую колоду Таро, так называемую колоду Райдера.

Существенный вклад в исследование карт Таро внёс Алистер Кроули, который в 1944 году издаёт свою «Книгу Тота», фундаментальный труд, посвящённый символике карт Таро, а так же их каббалистическим и астрологическим соответствиям. Однако, несмотря на огромный вклад в изучение системы Таро (в частности, создания собственной колоды совместно с Фридой Харрис) и он был не последним значительным иследователем Таро в современности. Им был Тимоти Лири, который добавил 2 новые карты в колоду, а также придал системе Таро более строгое научное обоснование. Появление Тима и его действия предсказывал сам Алистер Кроули незадолго до своей гибели.

Крупные исследователи символики карт Таро принадлежат к одной из двух школ: французской или английской. Главное различие этих школ состоит в том, куда они помещают «Шута» в ряду Старших арканов.

Основоположником французской школы является Элифас Леви. Согласно воззрению этого лагеря исследователей, аркан «Шут» следует размещать между арканами «Суд» и «Мир». В этом случае ряд старших арканов открывает карта «Маг» и ей соответствует буква иврита «алеф». Основоположники английской школы (Мазерс) помещает «Шута», нулевой аркан, перед «Магом», поскольку ноль — есть начало всех других чисел, как Ничто, есть прародитель всего. В этой системе соответствия буква «алеф», соотносится уже с «Шутом».

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...