Sakura 972 Опубликовано 3 сентября, 2014 Жалоба Share Опубликовано 3 сентября, 2014 В Аюрведе описывается более 1700 лекарственных растений. В этой связи интересно совершить краткий экскурс в историю использования растений — их сбора, отбора и обработки. Качеству, полноценности и эффективности собранных трав в древности уделялось особое внимание. Считалось, что химический состав каждого используемого растения зависит от того, где произрастало растение, в какое время года и в какое время суток оно было собрано, а также как оно было собрано и какую прошло обработку. В трактате Кашьяпа- самхита говорится, что в качестве лекарственного сырья могут быть использованы только те растения, которые растут на соответствующих почвах, собраны в соответствующее время года и лишены изъянов, то есть, не повреждены солнечными лучами, водой, насекомыми, мочой и испражнениями, а также временем. Кроме того, они должны быть собраны вдали от дорог, кладбищ и так далее. Согласно Чарака-самхите, листья следует собирать весной — в апреле — мае, а также в дождливое время года — с июля по сентябрь. Современные исследования подтверждают правильность такого выбора времени для сбора трав, ибо установлено, что именно в эти периоды содержание основного активного вещества в определенных растениях достигает максимума. В Аюрведе находят применение даже некоторые ядовитые растения. Такие растения проходят особую обработку, очищающую их от ядов. Так, например, в аюрведической медицине довольно часто используют клубни аконита, содержащие токсичный алкалоид аконитин, который посредством кипячения преобразуют в менее токсичный аконин. Кроме того, при изготовлении лекарства крайне важным требованием всегда являлось достижение оптимальной усвояемости и сочетаемости его компонентов. Растительные лекарственные препараты для каждого пациента подбираются индивидуально, с таким расчетом, чтобы действие, оказываемое сочетанием их компонентов, было бы направлено на устранение дисбаланса трех дош, фундаментальных физиологических принципов, регулирующих различные функции ума и тела. Для того чтобы понять, как Аюрведа, являющаяся не только школой медицины, но и целостной системой мировоззрения, подходит к выбору лекарственных растений, необходимо вспомнить основные духовные принципы, на которых зиждется индийская философия. Согласно мировоззрению индуизма, в основе существования лежат два основополагающих принципа: (1) Пуруша — вечное, сознающее, но инертное начало, Изначальный Дух, и (2) Пракрити — первопричина мира объектов, Великая Природа. Пракрити состоит из трех гун — субстанций, которые, постоянно изменяясь, порождают страдание, радость, безразличие. Соединяясь, эти два принципа, Дух и Материя, дают рождение миру вещей и продолжают присутствовать во всем сущем. К гунам, трем основным качествам, которыми обладает Пракрити, относятся саттва (свет, чистота, благость, гармония, ясность ума), раджас (деятельность, подвижность, страсть, эмоциональность, возбужденность) и тамас (темнота, инертность, невежество, лень). В нашем уме присутствуют все три гуны, и для достижения состояния гармонии каждая из них должна быть на своем месте. Лучше, когда преобладает саттва, ибо она приводит ум, а соответственно, и тело в порядок, в то время как раджас и тамас, проявляясь в уме, искажают наше восприятие, и это искажение отражается на нашем теле. По этой причине Аюрведа классифицирует все лекарственное сырье в соответствии с тремя Гунами и предпочитает использовать те растения, в которых преобладает саттвичность. Хотя для коррекции состояний иногда используются и травы с преобладанием какой-либо из двух других гун. Например, для того чтобы вывести пациента из инертного тамасичного состояния, ему дают лекарство на основе растения, в котором преобладает раджас, и наоборот, чересчур эмоциональному пациенту полезно лекарство из тамасичного растения. Три гуны дают рождение пяти элементам. Из саттвы возникает Эфир, из раджаса — Огонь, из тамаса — Земля. Между раджасом и тама- сом образуется Вода, сочетающая в себе подвижность и инертность, а между саттвой и раджасом возникает тонкий и подвижный элемент Воздух. Из сочетания этих элементов образуются доши. Теория трех дош, являющаяся стержнем Аюрведы, объясняет, как пять элементов физического мира движутся, комбинируются и управляют всеми процессами в человеческом организме. Согласно Аюрведе, все болезни, будь то физические или психические, происходят из-за нарушения равновесия трех дош — ваты, питты и капхи. Как уже было сказано, Аюрведа в отличие от западной медицины лечит не симптомы заболевания, но обращается к самой его причине и устраняет ее. Таким образом, приведение дош в состояние равновесия лишает заболевание его причины. Еще в глубокой древности индийские мудрецы открыли три первичные космические силы, существующие в природе. Первая из этих сил — это принцип энергии, вторая — принцип света, третья — связующий принцип. Доши, о которых сейчас идет речь, являют собой представление этих трех первичных сил в человеческом организме в виде физиологических принципов, регулирующих функции ума и тела. Эти принципы, в свою очередь, выражены сочетанием пяти грубых элементов, составляющих материю. К последним относятся: Земля (притхиви) — принцип структуры; Вода (джала) — принцип взаимодействия; Огонь (агни) — принцип трансформации материи; Воздух (вайю) — принцип движения материи; Эфир (акаша) — принцип пространства. Первая из трех дош, вата, образована сочетанием первоэлементов «Воздух—Эфир», точнее, Воздухом, вместилищем которого служит Эфир. Она заполняет собою полости тела и тонкие каналы. Как кинетический принцип, или принцип импульса, она мобилизует функций нервной системы и приводит в движение две другие доши. Вторая доша, питта, образованная сочетанием первоэлементов «Огонь —Вода», являет собой трансформирующий биологический принцип, принцип Огня, заключенного в жидкостях организма, участвующих в процессе пищеварения и метаболизма. Третья доша, капха, представляет собой сочетание первоэлементов «Вода —Земля», или Воду, вместилищем которой служит элемент Земли, образующий ткани тела. Она — связующий и структурообразующий принцип в организме, «клей», удерживающий вместе все клетки организма и обеспечивающий структурам смазывание и устойчивость. Каждый человек рождается с уникальной конфигурацией дош, которая отражает индивидуальные особенности его конституции. В отличие от западной медицины, которая чаще всего смотрит на пациента как на набор среднестатистических параметров, аюрведическая медицина к каждому пациенту подходит индивидуально, с учетом его уникальных характеристик, данных от рождения. Вайдье, то есть врачу, практикующему Аюрведу, не обязательно знать название болезни. Согласно Аюрведе, человек здоров только тогда, когда его доши находятся в сбалансированном состоянии, и чтобы правильно назначить лечение, достаточно увидеть проблемы, возникшие в теле и уме и понять, в каких дошах нарушено равновесие. Кроме того, в аюрведической традиции при назначении лечения учитывается энергетика лекарственных трав, выраженная в таких качествах, как вкус (раса), тепловое воздействие (ви- рья), ощущения после переваривания (випак) и специфическое действие (прабхава). Аюрведа выделяет шесть основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, острый, горький и вяжущий. Вкус лекарства также считается механизмом лечебного воздействия на организм. Обо всем этом можно найти более подробную информацию в книгах, авторы которых сами являются практикующими врачами аюрведической медицины. Традиции Аюрведы нашли свое распространение не только в Индии, но и за ее пределами. Трактат Чарака-самхита был переведен на персидский и арабский языки и широко использовался Ибн Синой в его «Каноне медицинской науки». Аюрведа также легла в основу тибетской медицины, о чем свидетельствует сходство текстов Чжуд-ши и Аштанга-хридайя-самхиты. Сегодня Аюрведу практикуют не только в Индии: клиники и центры аюрведической медицины открыты во многих странах мира. Кроме того, исследования, проводимые современными учеными, все чаще подтверждают с научной точки зрения эффективность растительных лекарственных средств, которыми пользовались в глубокой древности. Анютка, Собака серая и мастер отреагировали на это 3 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
мастер 13 858 Опубликовано 4 сентября, 2014 Жалоба Share Опубликовано 4 сентября, 2014 Одну из клиник аюрведы предлагаю открыть в Забайкалье. Главврачом назначим Собаку Серую! Человек хороший и ответственный, справится! эгли отреагировал на это 1 Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
эгли 4 655 Опубликовано 4 сентября, 2014 Жалоба Share Опубликовано 4 сентября, 2014 Одну из клиник аюрведы предлагаю открыть в Забайкалье. Главврачом назначим Собаку Серую! Человек хороший и ответственный, справится! Очень достойная идея! Поддерживаю! Цитата Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.