Обучение магии в домашних условиях: форум о магии и колдовстве, гадании на будущее на обычных картах и Таро

Пожалуй, нет на земле более древней науки, нежели магия. Она была первоосновой всего. Высшей магией было сотворено все сущее на земле, и это не просто слова, ведь магия подразумевает под собой действия, в основе которых лежит слово. Магия вершила судьбы и изменяла ход истории, она была сильным орудием в руках опытных мастеров, владеющих сакральными знаниями и причастными к тайнам.

Для мага учителем является сама природа, все люди, с которыми он встречается на Пути. Особое значение имеет общение с подобными себе, когда обмен опытом и знаниями – это часть самосовершенствования. Именно там, где основным интересом является личностный рост, а предметом обсуждения – магия, форум мастеров становится одним из важных этапов

Авторизация  
Sakura

Буддийские мандалы и символика Саманидов

В теме 1 сообщение

Мандала на монете амира Мансура ибн Нуха

В Институте археологии в Самарканде хранится необычная саманидская монета 969-970 гг. с именами амира Мансура ибн Нуха и Ахмада ибн Мансура. Это медный фельс традиционного для мусульманского мира образца, но имеющий квадратный знак с неисламской символикой. Внутри круговой надписи находится квадрат, окаймленный линейным текстом. В квадрат вписан круг с восьмилепестковой «ромашкой» (Илл.1.). На первый взгляд, это знак доарабской символики, которую чеканили на своих монетах еще аббасидские наместники. Например, на монете cамаркандского чекана 760-761 гг. размещены солярный знак розетки и символ плодородия в виде трех точек, а на тахиридской монете из Хорезма – знак «округлой свастики». Совмещение на монетах имени Аллаха с неисламскими сакральными знаками хорошо укладывается в политику культурных компромиссов Аббасидов и Саманидов. Оно легитимизировало местные культы, но, включая в круг исламской культуры, ставило в подчиненное положение.

Однако «бросается в глаза» другое. Знаковая композиция фельса Мансура ибн Нуха имеет тождество с классической мандалой – сакральным символом северных направлений буддизма: махаяны, ваджраяны, тантризма, получивших в раннем средневековье распространение в Китае, Тибете, Центральной Азии, Восточном Туркестане. «Мандала» в переводе с санскрита значит «священный круг». Это также ритуальный, магический круг, до сегодняшних дней используемый в практике ламаизма и тантра-йоги. Классическую мандалу образует триада вписанных друг в друга геометрических знаков: внешний круг – квадрат – внутренний круг (Илл.4.). Внутренний круг мандалы, как правило, содержит восьмилепестковый «цветок». В восточной традиции в знаке мандалы с древних времен видят космограмму.

«Квадрат в круге» описывает соотношение Земли и Космоса. Круг символизирует вселенную в целостности: вне его – Хаос, внутри – гармонический Космос. Круг также символ Движения, вращения небосвода. Квадрат обозначает Землю, земной мир. Его стороны связаны с четырьмя направлениями Пространства. Квадрат – первичный символ Гармонии мира Человека, выражающий первозданные акты его обустройства. Легендарный герой «Вед» и «Авесты» Йима, преодолев Хаос, утвердил порядок постройкой квадратной Вары. В Древнем Китае квадрат был символом совершенства и миропорядка. Символ “квадрат в круге” расшифровывает устройство Мира как вечное единство, взаимосвязь Земли и Космоса. Он представляет их отношения как равновесие, упорядоченность, гармонию в рамках вечного движения.

«Круг с цветком внутри квадрата» указывает источник Жизни на Земле. Лобовое прочтение «цветка» как солярного знака определяет таким источником Солнце – божественную энергию Космоса. В традициях ваджраяны и тантризма восьмилепестковый цветок является частью ритуального знака «янтры». Здесь он символизирует природное, женское начало, детородное лоно. Центр «янтры» считается местом расположения сакрального объекта – божества, его атрибута или символа. Как правило, это знак мужского начала – ваджра («палица грома») или фаллический символ. Призываемое божество спускается с небес в центр «янтры» и совершает действо («оплодотворяет цветок»), приносящее изобилие и успех.

В итоге классическая мандала «читается» как гармоничная формула Мироустройства: Космос ↔ Земля ↔ Энергия Жизни. Ее лаконичная форма выражает раннесредневековые натурфилософские представления и ритуальные традиции буддийских культур Востока. Символ «квадрат в круге» в раннее средневековье был признан знаковым стандартом Китая и воспроизводился в конструкции монет с квадратным отверстием. Чеканка таких монет княжествами Согда в 7-8 века означала признание зависимости от китайской империи Тан. Мандала с восьмилепестковым цветком в центре в качестве буддийского символа появляется в период оформления тантризма на рубеже 8-9 веков, когда рождается традиция выражать принципиальные тантрические представления в графической форме мандалы. Для их прочтения был разработан своеобразный язык символов. Современные цветные песочные мандалы Тибета являются дальнейшим развитием своих раннесредневековых праобразов. Но мог ли буддийский символ появиться на саманидской монете? Допустимо ли, что Саманиды могут иметь какую либо связь с буддизмом, Тибетской культурой?

Восточные связи культуры Саманидов

Вспомним, что основатель этой династии Саман происходил по одной версии из Ферганы, по другой – из Балха или Термеза. Из китайских источников и археологических материалов известно, что обе эти области до арабского завоевания были связаны с буддийской культурой. В Тохаристане раскопаны буддийские комплексы Кара-тепа и Фаяз-тепа в старом Термезе, монастырь Аджина-тепа, святилища Калаи Кафирниган и Кафыр-кала, ступа Чор-Дингак в Чаганиане, в Ферганской долине – храм в Куве. В областях Термеза, Чаганиана, Шумана, Хавамарана и Кобадиана еще в 7 веке действовали десятки буддийских монастырей, и даже в начале 8 века в Тохаристане “царь и знать и народ” исповедовали буддизм. Арабская экспансия привела к массовой эмиграции буддистов на Восток, в первую очередь, в Восточный Туркестан, где буддизм становится массовой религией.

В конца 8 века усилившееся Тибетское государство одерживает ряд побед над империей Тан и вплоть до 60-х годов 9 века оккупирует Восточный Туркестан. Буддизм признается государственной религией Тибета. В течение нескольких десятилетий длится противостояние войск Халифата и Тибета. В отдельные годы в эту войну было втянуто до половины тибетских войск. Тибетцы доходили до Самарканда и в начале 9 века оказали поддержку антиабассидскому восстанию Рафи ибн-Ляйса в Мавераннахре. В подавлении этого мятежа и выдвигаются Саманиды, получившие в награду Самарканд, Герат, Уструшану, Шаш, а также Фергану. При Ахмаде ибн Асаде (841-864), когда Саманиды отделяются от Халифата, их центральным владением все еще была Фергана.

Ферганская долина, где в конце 10 века века была отчеканена монета Мансура ибн Нуха, представляет собой восточные «врата» Средней Азии в международной торговле с Китаем через Восточный Туркестан. Ее возрождение произошло при Саманидах. Их вероятными партнерами здесь были согдийцы восточных колоний, существовавших в крупнейших городах Центральной Азии и Дальнего Востока: Куче, Лянчжоу, Сучжоу, Дуньхуане, Лояне уже с 4-7 веков. В танской столице Чанъане целые кварталы были заселены выходцами из Средней Азии. В 8-10 веках согдийцы имели большое политическое влияние в уйгурском княжестве Ганьчжоу, а в Дуньхуане и Гуачжоу в 10 веке даже привели к власти среднеазиатскую династию Цао. Построение на саманидской монете буддийской мандалы могло создавать дополнительные гарантии ее признания в торговых операциях с Востоком. Возможно, оно также подчеркивало какую-то связь с буддистами восточных согдийский колоний.

Буддийский символ на монета мог означать декларацию Саманидами открытости своей политики, их готовности к компромиссам с восточным культурами. Если Аббасиды востребовали в исламскую картину Мира достижения Запада – в частности, греческую натурфилософию, то Саманиды положили начало освоению достижений Восточных цивилизаций. Так Самарканд становится крупнейшим на Среднем Востоке производителем бумаги, усвоив технологию ее изготовления из Китая и Восточного Туркестана. Отметим также, что операции с абстрагированными символами имеют прямую связь с развитием математической культуры. Геометрические мандалы как семантическое изобретение буддизма имеют общецивилизационное значение, сопоставимое с индийскими (арабскими) цифрами, эвклидовой геометрией, эпициклами Птолемея. Географическим местом их создания могли быть как области Восточного Туркестана, так и Средней Азии. Не случайно Фергана стала родиной одного из крупнейших математиков и астрономов 9 века Ахмада ал-Фаргани.

Квадратная мандала пещер Дуньхуана и мавзолея Саманидов

Разовый выпуск монеты с символом, имеющим буддийское значение, может иметь и другое объяснение. Но эпоха Саманидов сохранила и другую буддийскую знаковую композицию. У стен саманидской столицы Бухары на рубеже 9-10 веков был сооружен царский мемориал – мавзолей Саманидов. На каждой из его четырех стен в тимпанах арок находится известный квадратный знак (Илл.8). Его геометрия проста – друг в друга последовательно вписаны: внешний квадрат→диагонально смещенный квадрат→внутренний квадрат→круг. Оказывается аналогичный символ можно обнаружить и в Китае в наскальных росписях пещер Дуньхуана – крупнейшего раннесредневекового буддийского центра Восточной и Центральной Азии. Этот знак венчает потолок мирового «шатра», по которым разыгрываются сцены буддийской мифологии, в датируемых 6 веком пещерах № 249 и № 285.

Поскольку дуньхуаньское изображение полнее и подробнее оно и дает ключ к расшифровке семантики мандалы Дуньхуана-Саманидов. Центральный («зеленый») квадрат представляет Землю = Поле Жизни. Земля (Поле) имеет в своем центре оплодотворенное (семена внутри круга) женское (круглое) начало. От этого центра во все стороны пространства (4 основных направления + 4 диагональных) развивается Жизнь (растительный элемент во внешнем контуре богаче внутреннего). Рыбаков Б.А. считает, что такие композиции выполняли функцию заклятия пространства от злых сил: «Благодаря такому распределению сил достигается полная повсеместность эманации доброго начала или полная, круговая оборона от повсеместно существующего зла» ([6], C.555). Таким образом, если классическая мандала – космическая, то мандала Дуньхуана-Саманидов – земная, представляет универсальную формулу Развития Жизни.

Обратим также внимание, что знак Мавзолея Саманидов является плоской проекцией самого Мавзолея. На эту мысль наводит связь «куб-квадрат» и «купол-круг», параллель между 40 «перлами» знака и 40 арочными проемами Мавзолея. В объемной композиции Мавзолея сочетание диагональных друг к другу квадратов выражают открытые на четыре стороны проходы арочных проемов. Неожиданная связь плоской мандалы с объемной архитектурой имеет объяснение в рамках буддийской традиции. Знак мандалы в тантризме – формальный образ трехмерного священного дворца, который и есть истинная мандала – дом для визуализируемого божества. Это сложное архитектурное сооружение необходимо мысленно воспроизвести в процессе медитации. Образцы деревянных дворцов тантрических божеств как реликвии хранятся в монастырях Тибета, где монахов специально обучают мысленному представлению дворцов на деревянных моделях и конструкторах.

Парные мандалы Ак-Астана-баба

Еще две мандалы саманидского или близкого к нему времени (рубеж 10-11 веков) были обнаружены в прошлом году в области древнего Чаганиана на фасаде Мавзолея Ак-Астана-баба. Похоже раньше их мешала увидеть поздняя пристройка. Версия прочтения этих знаков была предложена автором этой статьи совместно с Туйчиевой Ю.Г. и Булатовым М.С.. Правый знак Ак-Астана-баба дает близкую к классической мандале версию мироустройства. Связь Жизни с космической энергией Солнца, выражаемой в мандале цветком в квадрате, в знаке Ак-Астана-баба изображена спиралеобразным растением с точками-спорам внутри Солнца. В Ак-Астана-баба появляется еще один древний восточный знак – спираль, символизирующая вечное изменение, круговорот и возрождение Жизни. Символогию природного мира, как и квадратная мандала Саманидов, выражает второй (левый) знак Ак-Астана-баба. Место круглого женского начала здесь занимает композиция из Солнца и вписанного спиралеподобного Растения. Идея распространения Жизни в пространстве передана двумя кругами «ростков», где формы во внешнем круге проще, чем во внутреннем.

Главное отличие знаков Ак-Астана-баба – замена квадрата на более сложную в построении семиконечную звезду. Здесь гармонию Квадрата, связанную с Землей, заменяет Гармония семиконечной Звезды, связанная с Космосом (семь планет, семь дней недели, семь сфер и др.). Такая звезда в разных религиозных системах считается магическим, мистическим знаком, что делает ее идеальной основой для ритуальных медитаций. С учетом достижений исламской математики и натурфилософии в 9-10 веках ранее была высказана гипотеза о связи знаков Ак-Астана-баба с исмаилитами, имевшими в 10 веке значительное влияние в государстве Саманидов.

Параллель между классической мандалой и мандалой Дуньхуана-Саманидов со знаками Ак-Астана-баба наводит на мысль о том, что эти две мандалы также могли являться семантической парой. Классическая мандала с приоритетом круга, как и правый знак Ак-Астана-баба, выступает «мужским» знаком. Это соответствует семантике круга как символа Неба, представляемого на Востоке мужским божеством, «оплодотворяющим» Землю-Квадрат. Квадратная мандала, наряду с левым знаком Ак-Астана-баба, воплощает “женский”, созидательный, жизнетворящий знак. Построение дуальной композиции таких сложных знаков соответствует дальневосточной религиозно-философской концепции о ключевой роли “инь” и “янь” в мироустройстве, взаимосвязи мужского и женского начала как основы Жизни. Древнейший китайский канон «Книга перемен», созданный в период династии Сун (10-13 века), вводит для выражения этого основного понятия китайской космологии широко известный сегодня знак Великого Предела – «тай-цзи», основанный на круге и спирали. Все эти универсальные композиции добрых сил воспринимались как сильные «обереги», способные защитить от сил зла.

Нахождение неисламских сакральных формул на монете и царском Мавзолее достаточно принципиальный момент, чтобы не быть случайностью. Это свидетельство того, что Культура Саманидов не сводится только к исламской традиции. Вероятно, провозглашение независимой от аббасидского Халифата государственности Саманидов в интересах культурного суверенитета востребовало немусульманские культовые символы. Неожиданным является их восточное, скорее всего, буддийское происхождение, которое может указывать на какую-то неизвестную до сих пор характеристику саманидской династии. Сооружение в Бухаре безпрецедентного шедевра – пространственной мандалы Мавзолея Саманидов, а также типологическая новизна знаков Ак-Астана-баба дает основания предположить, что такая сложная символика была не «экспортом», а внутренним продуктом раннесредневековой цивилизации Средней Азии. Тогда отсюда может начинать свое происхождение символика исмаилитской, а позднее и суфийской традиции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация