Jump to content
Sign in to follow this  
Эйжени

Мистицизм Алистера Кроули

Recommended Posts

Мистицизм Алистера Кроули

«Каждый мужчина и каждая женщина есть звезда.»

Кроули утверждал, что мы стоим на пороге нового эона — периода, который ознаменуется значительным интеллектуальным и духовным ростом и самореализацией человечества. Чтобы наглядно представить духовные силы, действующие в этот поворотный момент, он прибег к весьма почтенному (хотя и грозящему ошибочными интерпретациями) литературному приему. Он заимствовал множество узнаваемых терминов, образов и персонажей из египетской, индийской, греческой, еврейской и христианской мифологии. А затем он вложил в них новую суть и значение, выражающие новую идею — идею, обращенную к людям современности, чье стремительно расширяющееся сознание теперь готово к восприятию таких объективных и духовных реалий, которые еще несколько поколений назад казались бы непостижимыми.

На семидесяти восьми листках картона находится место Небесам и преисподней, церкви и государству, звездам и планетам, стихиям и первопринципам и даже древним богам. Стоит ли удивляться, что карты Таро уже не первый век остаются излюбленным инструментом для гадания?

Присмотревшись внимательнее к традиционным образам Старших арканов, мы обнаружим, что все они пронизаны сквозной господствующей темой, либретто которой восходит к последней и самой загадочной из книг Нового Завета — Апокалипсису, или Откровению святого Иоанна Богослова. В связи с этим прежде всего бросаются в глаза ангел с трубой на карте Страшного Суда и Императрица, в которой трудно не узнать «жену, облеченную в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12:1). «Жена, сидящая на звере багряном» (Откр. 17:3) почтила своим присутствием аркан Сила (Вожделение); ангел же, поставивший «правую ногу свою на море, а левую на землю» (Откр. 10:2), — это классический образ аркана Умеренность (Искусство).

XI. СИЛА (ВОЖДЕЛЕНИЕ)

Любите друг друга с пылающими сердцами; попирайте низших в неистовом вожделении гордости вашей, в день гнева вашего.»

«Свет пред глазами твоими, о пророк, свет непрошенный, но самый желанный. Я возвысился в сердце твоем, и поцелуи звезд дождем обрушиваются на тело твое. Ты изнемог в сладострастной полноте вдоха; выдох же слаще смерти, стремительнее и смешнее, чем ласки собственного червя Ада» .

Данный Козырь соответствует зодиакальному знаку Льва. Перед нами Херувим Огня, управляемый Солнцем. Это самая мощная из всех двенадцати зодиакальных карт, и она изображает важнейшую из всех операций магии и алхимии – акт изначального брачного союза, как он происходит в Природе, в противоположность более искусственной форме, представленной в Ату VI; эта карта не пытается направлять ход операции.

Главная тема карты связана с древнейшим собранием мифов и легенд.

Здесь необходимо хоть немного поговорить о магической доктрине последовательности Эонов, которая связана с порядком Зодиака.

Так, прошлый Эон, Зон Осириса, соотносится с Овном и Весами;

предыдущий Зон Исиды был особенно связан со знаками Рыб и Девы,

а нынешний Эон Гора – с Водолеем и Львом.

Главным таинством прошлого Зона было Воплощение; все мифы о богочеловеках строились на соответствующих символических историях. Главным в этих историях было то, что они отвергали человеческое отцовство для героя-богочеловека.

В большинстве случаев утверждается, что отец героя был богом, принявшим форму того или иного животного – в соответствии с тем, какие качества авторы мифа хотели видеть у ребенка.

Так, близнецы Ромул и Рем были зачаты девой от бога Марса и вскормлены волчицей. На этом строилась вся магическая формула города Рима.

Мы уже упоминали в нашем эссе легенды о Гермесе и Дионисе.

Рассказывают, что отцом Будды Гаутамы был слон с шестью бивнями, явившийся его матери во сне.

Известна также легенда о Святом Духе в форме голубя, от которого зачала Дева Мария. Тут просматривается связь с голубем из Ноева Ковчега, принесшим радостное известие о спасении мира от потопа. (Обитатели Ковчега суть зародыш, а потоп – околоплодная жидкость.)

Подобные сказки можно найти в любой религии Зона Осириса; это типичная формула Умирающего Бога. В рассматриваемой же карте отражена легенда о женщине и льве, или, скорее, льве-змее. (Эта карта соотносится с буквой Тет, название которой означает «змея».)

Провидцы в начальные времена Зона Осириса предугадали грядущее.

Проявление того Зона, в котором мы живем сейчас, и испытывали к нему страх и ужас, ибо они не понимали порядка Эонов и любую перемену считали катастрофой. В этом истинный смысл и причина диатриб против Зверя и Багряной Жены в 13-й, 17-й и 18-й главах Апокалипсиса. Но на Древе Жизни путь буквы Гимел, или Луны, нисходящий от высшей Сефиры, пересекает путь буквы Тет, или знака Льва, дома Солнца.

Поэтому женщину на карте XI можно считать формой Луны, очень сильно освещенной Солнцем и в конце концов объединенной с ним для того, чтобы произвести в человеческой форме представителя или представителей Владыки Зона.

Она едет верхом на Звере; страсть, существующую между ними, представляют вожжи в ее левой руке. В правой руке она высоко поднимает чашу, Святой Грааль, пылающий любовью и смертью. В этой чаше смешаны элементы причастия Зона. «Книга Лжей» посвящает этому символу главу.

ЦВЕТОК ВАРАТА

Семь вуалей у танцовщицы в гареме ЭТОГО.

Семь имен, и семь ламп у Ее постели.

Семь евнухов охраняют Ее с мечами наголо;

Ни один мужчина к Ней не подойдет.

В Ее кубке семь струй крови Семи Духов Бога.

Семь голов у ЗВЕРЯ, на котором Она ездит.

Голова Ангела, голова Святого, голова Поэта,

Голова Неверной Жены, голова Храброго Мужа,

Голова Сатира и голова Льва-Змея.

Семь букв в Ее святейшем имени, и это:

Вот Печать на Кольце и на Пальце ЭТОГО: и вот Печать на Могилах тех, кого Она убила. Здесь Мудрость. Кто имеет Понимание, тот сочти Число Нашей Госпожи, ибо это число Женщины; и Число Ее - Сто пятьдесят шесть.

Дальнейшее описание дано в «Видении и Голосе».

В этой карте присутствует божественное опьянение, или экстаз. Женщина показана очень пьяной и совершенно безумной; лев же воспламенен вожделением. Это означает, что описываемая энергия имеет первобытный, созидательный характер; она совершенно независима от критики разума. Карта изображает волю Зона. Фоном служат бескровные образы святых, вся жизнь которых собрана в Святом Граале.

«Знайте же, что избранный жрец и апостол бесконечного пространства есть князь-жрец Зверь, и в женщине его, называемой Багряной Женою, сосредоточена вся сила. Они соберут детей моих в свои объятия; они принесут сияние звезд в сердца человеческие.

Ибо он всегда солнце, а она – луна. Но ему – крылатое тайное пламя, а ей – ниспадающий звездный свет».

Это таинство есть физико-магическая формула для достижения посвящения, совершения Великого Делания. В алхимии это процесс очистки, управляемый внутренним ферментом и происходящий под воздействием Солнца и Луны.

Позади фигур Зверя и его Невесты видны десять светящихся, лучащихся кругов. Это Сефирот, еще латентные и неупорядоченные, ибо каждый Эон требует новой системы классификации Вселенной.

В самом верху карты показана эмблема нового света с десятью рогами Зверя, они же змеи, которые расползаются во всех направлениях, чтобы разрушить мир и заново воссоздать его.

Три эона Алистера Кроули.

Что же в таком случае изображено на традиционной карте Страшного Суда? Как ни забавно, Кроули утверждает, что на ней и в самом деле изображена огненная гибель мира — событие, произошедшее 20 марта 1904 года в номере одного каирского отеля, когда Гор, бог силы и огня, воссел на престол своего отца в час Равноденствия Богов, — событие, возвестившее о конце духовного мира умирающего бога Осириса и о рождении Эона Гора.

Кроули утверждал, что на памяти человечества сменилось три эона. Для удобства он обозначил их именами трех главных божеств Древнего Египта: богини Исиды, ее мужа и брата Осириса и их сына Гора. Мы только что вступили в Эон Гора, пришедший на смену Эону Осириса, который, в свою очередь, пришел на смену Эону Исиды.

Смена эонов совершается вовсе не в результате какой-нибудь войны в небесах или каких-нибудь астрологических явлений. Скорее, это всего лишь следствие определенных перемен к лучшему в человеческом сознании. Разумеется, подобная перемена должна представлять собой некий универсальный и фундаментальный сдвиг — нечто такое, что большинство из нас разделяет со своими ближними, и нечто настолько же простое, как привычное для нас восприятие наших взаимоотношений с Солнцем.

И Таро Тота, как и любое произведение искусства или литературы, отражает в себе динамику этого нового этапа эволюции.

ЭОН ИСИДЫ — Формула Великой Богини.

Указать, когда в точности начался Эон Исиды, невозможно… Признаки культа Великой Богини встречаются уже в эру Льва (10 996—8830 гг. до н.э.) . В тот период, когда человечество делало первые непростые шаги в освоении искусства общественного диалога, самой поразительной тайной, волновавшей воображение людей, была сила женщины. Из всех наблюдаемых явлений природы именно женщина была ближе всего к божествам. Каждый месяц, в согласии с циклическим ритмом луны, она истекала кровью — но чудесным образом оставалась жить. Когда же цикл кровотечений прерывался, тело ее преображалось: груди и живот начинали расти, а по прошествии девяти месяцев лоно разверзалось и исторгало воды и новую жизнь.

Поскольку на заре Эона Исиды люди еще не осознавали причинно-следственную связь между сексом и деторождением, казалось, что женщина — это единственный источник человеческой жизни. И животворная сила ее не ограничивалась кровью и родами, ибо груди ее источали молоко — густую белую кровь, питавшую ту новую жизнь, которую она сотворила. Женщина была сама олицетворением самой земли, которая по видимости так же спонтанно и собственными силами порождала растения и животных, необходимых для поддержания жизни. Факты говорили сами за себя: земля — это мать, мать — это жизнь, бог — это женщина. Пребывать в гармонии с формулой Великой Богини было очень легко, и до тех пор, пока все полагали, что жизнь и пища исходят непосредственно от земли и от женщины, все человеческие свершения, все магические практики и все религиозные проявления вращались вокруг нее.

И эти представления запечатлелись в душах наших предков так глубоко, что, даже разгадав загадку, откуда берутся дети, они еще очень долго продолжали упорно цепляться за внешние формы культа Богини и утверждать все общественные и религиозные институты на ее формуле. Однако знания об окружающем мире накапливались и развивались, и в конце концов человек предстал лицом к лицу перед новой, более сложной картиной мира и новыми неразрешенными загадками.

ЭОН ОСИРИСА — Формула Умирающего Бога.

Несмотря на то, что формула умирающего бога прочно закрепилась в религиозных и социальных установлениях только в астрологическую эру Рыб (166 г. до н.э. — 2000 г. н.э.), Эон Осириса начался гораздо раньше.

Появление земледельческих обществ с неизбежностью привлекло внимание человека к смене времен года. Земледельцы эпохи Осириса стали осознавать, какое влияние оказывает на растения солнечный свет — или, напротив, его нехватка. Они заметили, что в определенное время года световой день становится короче и посевы не всходят. И в конце концов стало очевидно: хотя земля и порождает все сущее, но высшая энергия, пробуждающая жизнь во всем сущем, исходит от солнца. С этим открытием совпало по времени всеобщее осознание той жизненно важной роли, которую играет в процессе размножения мужчина. Как растение не сможет расцвести, если его не согреют солнечные лучи, так и женщина не сможет зачать, если в нее не проникнет мужское семя. Понятие отцовства, долгое время не признававшееся вовсе, теперь вышло на первый план. По-настоящему Эон Осириса начался тогда, когда наши прародители взглянули на небо и постигли тот факт, что жизнь на земле — это союз солнца и земли, а жизнь племени — это союз мужчины и женщины. Однако о равенстве между партнерами в этом союзе не могло быть и речи: мужчины нанесли ответный удар, суровый и немилосердный. Теперь божество стало мужчиной и отцом, а сила его уподобилась силе солнца.

ЭОН ГОРА — Формула Венценосного и Победоносного Ребенка.

Наши предки, жившие в эпоху Исиды, в конце концов постигли тайну размножения, но, тем не менее, еще очень долго держались за старую магическую формулу, возникшую в те времена, когда казалось, что все живое рождается самопроизвольно из женской утробы и лона земли. Точно так же и в эпоху Осириса люди в конце концов узнали, что Земля вращается вокруг Солнца, но основные религиозные и политические институты еще долго цеплялись за идеи смерти и возрождения, как будто все еще жива была вера в то, что солнце на самом деле умирает каждый день.

Такова «благая весть» Книги Закона. Такова «благая весть» Эона Гора. И, пожалуй, Таро Тота — самая гениальная и прекрасная попытка передать эту универсальную пророческую весть в красках и образах. Каждая карта этой колоды — как витражное окно великолепного собора, воздвигнутого во славу развивающегося человеческого сознания. Каждого, кто берется за эти карты, они затрагивают по-своему. Одни хотят обдумать историю, которая в них изложена. Другие чувствуют потребность разобрать каждый образ вплоть до мельчайших деталей. Третьим просто хочется окунуться в исходящий от них свет и краски. Но, так или иначе, этот собор Нового Эона не оставляет равнодушным никого.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...