Jump to content
Sign in to follow this  
Ванда

История рун

Recommended Posts

История рун

Руны – это буквы древнейшего германского алфавита, которые можно использовать для письма, но в языческие времена их применяли не только для этого. В лесной глуши, где охотились и воевали друг с другом германские племена, жизнь людей определяли стихии – Вода, Солнце, Ветер, Огонь, а также смена времени года, таинства рождения и смерти.

Германский бон Донар (Гунар), которого скандинавы называли Тор, является персонификацией солнца; Вотан, или Один, изначально олицетворял собой ярость бури; одноглазый Одур, сын Одина, персонифицировал ночь; Инг, давший Англии свое имя, связан с плодородной силой природы.

Древние германцы представляли эти сакральные силы в виде простых символов-знаков, которые способствовали установлению магической связи между человеком и природой и использовались для колдовства и гадания шаманами, исполнявшими одновременно функции целителя и предсказателя. Превращение рунических знаков в алфавит произошло, по-видимому, уже в III веке н. э.

На протяжении минувшего столетия создавались самые разнообразные теории о происхождении рун, каждая из которых в свое время привлекла нем. Высказывалось предположение, что в начале нашей эры какой-то германский летописец создал рунический алфавит, используя в качестве образца латинское письмо. Сходство между некоторыми рунами и латинскими буквами и в самом деле слишком очевидно, чтобы его можно было отрицать. Проводились исторические параллели; Вульфила создал в IV веке готский алфавит.

Идея о том, что рунический алфавит был изобретен каким-то одним человеком, пользовалась популярностью среди ученых, так как снимала множество непростых вопросов, связанных с происхождением рун.

Согласно другой теории, получившей широкую известность, готские купцы, торгуя с греческими колониями на берегах Черного моря, создали понятные и тем и другим письменные знаки-руны, взяв за основу греческий и латинский алфавиты.

В 1930-х годах, когда националистические страсти в нацистской Германии в рамках общего процесса возрождения германского духа и «нордической мистики» достигли апогея, многие немецкие ученые пытались доказать, что руны ни в коей мере не происходят от греческого и латинского языков, а имеют исключительно арийское происхождение. После Второй мировой войны эти идеи были подвергнуты осмеянию.

Сейчас наибольшей популярностью пользуется следующая теория: крупная группировка германских наемников перешла через Альпы в Северную Италию в IV веке до н. э., где они занимались своим военным ремеслом на протяжении нескольких поколений. По всей вероятности, они принесли с собой магические символы, которые использовали их шаманы. Далее произошло слияние этих символов и их значений с буквами этрусского алфавита, который тогда был в ходу в Северной Италии. Примерно в II веке н. э. руны были перенесены через Альпы в обратном направлении.

Рунические надписи делали на каменных монументах, орудии и на других артефактах, которые клали в курганы только потому, что это были магические письмена. Магические свойства рун наделяли силой любое сообщение, записанное ими. Иными словами, в этих священных письменах звучали голоса богов.

Как только германские племена узнали о магической силе рун, руническая письменность распространилась по Северной Европе подобно пожару.

Саксы, группа германских племен, объединившихся в III-IV веках в племенной союз, в первой половине VI века частично переселились в Британию, принеся с собой руны, а оттуда они быстро распространились в Скандинавии и Исландии.

Следует особо отметить, что руническая традиция дольше просуществовала в Скандинавии (особенно в Исландии) не потому, что скандинавы были к ним привязаны в большей мере, чем другие, а потому что сильнее прочих сопротивлялись попыткам Церкви уничтожить языческие верования и традиции. И только по этой причине руны и сами северные божества ассоциируются со Скандинавией.

Руны – германское изобретение. Они достигли своего совершенства как вид магии с возникновением германского футарка (слово, образованное первыми буквами названий первых шести рун) в VIII веке, после чего начали адаптироваться к региональным языковым потребностям.

«Смерть» рун как магического инструмента произошла в 1639 году, когда они были официально запрещены в Исландии. Те, у кого могли быть обнаружены руны, подлежали сожжению заживо.

К этому моменту для всего остального мира руны уже давно были диковинкой, и упоминание о них, вероятно, встретило бы такой же непонимающий взгляд, какого можно ожидать от обывателя в наши дни.

Это большая удача, что в скандинавских сагах, «Эддах» и некоторых древнеанглийских текстах сохранились отдельные сведения об использовании рун. Если свести все эти разрозненные источники воедино, то понять общий смысл, значение каждой руны не составит труда. Ну и, конечно, распространению рун весьма способствовали викинги и скальды.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В вопросе происхождения рун, исследователи расходятся во мнениях. На данный момент существует две основных гипотезы: греко-латинская и северноэтрусская. Но, несмотря на разницу, практически все исследователи сходятся в одном – руны не возникли из ниоткуда.

Руническая письменность была распространена на огромной территории, начиная от северной Лапландии и заканчивая тёплой Италией. Языки, на которых говорили народы, населяющие эти земли, относятся к одной языковой группе – индо-европейской.

Индо-европейская языковая группа — [или ариоевропейская, или индо-германская] объединяет следующие языки и языковые группы: тохарский, армянскую, албанский, греческий, индийскую, иранскую, италийскую, кельтскую, германскую, балтийскую и славянскую.

Проблема взаимоотношения отдельных групп индо-европейских языков между собой получала неоднократно различные разрешения. Теория «генеалогического древа», сводящая развитие языков к распадению более древнего языкового единства (праязыка) на обособленные диалекты (ветви) и не учитывающая таким образом фактора языкового смешения, объясняет большую близость между некоторыми языковыми группами эпохой их совместного существования после выделения их из индоевропейского праединства и сводит общие их особенности к существованию промежуточных «праязыков»; такие эпохи совместного существования принимаются обычно для языков индо-иранских, балтийско-славянских, а некоторыми лингвистами также для языков кельтско-италийских или кельтско-германских.

Не знаю как вы, а я сразу зацепилась взглядом за то, что италийские и германские языки могут (или могли быть) объединены через кельтский. Естественно, я не смогла оставить без внимания этот нюанс, и решила немного углубиться в вопрос. И вот что удалось узнать.

Италийские языки – группа мёртвых языков - были распространены во 2 й половине 1 го тыс. до н. э. — первых веках н. э. в центральной и южной Италии. Проникновение италийских племен на Апеннинский полуостров сопровождалось распространением археологических культур террамара (начало 2 го тыс. до н. э.) и вилланова (конец 2 го — начало 1 го тыс. до н. э.). Италийские языки традиционно делятся на 2 ветви — оскско-умбрскую и латино-фалискскую. Оскско-умбрская ветвь включает оскский и умбрский языки. Под первым обычно понимают совокупность диалектов сабельских племен — пелигнов, вестинов, марруцинов, самнитов и других. Ведущую роль играл, по-видимому, диалект кампанских осков, который лёг в основу языка оскских официальных документов. Памятники оскского языка датируются 5 в. до н. э. — 1 в. н. э. Памятники умбрского языка относятся к 3—1 вв. до н. э.; к этому языку близко стоит диалект вольсков. Ещё в 1444 близ Губбио (Умбрия) найдены были так называемые Игувинские таблицы (3—2 вв. до н. э.), но лишь в 1928 К. О. Мюллер установил, что язык таблиц не является этрусским. Известно ещё несколько языков (возможно, диалектов), которые с трудом поддаются классификации из-за скудости дошедших до нас материалов. Так, сикульский язык представлен несколькими надписями, небольшим числом глосс и ономастикой. О языке моргетов, энотров, опиков, авзонов и других племён надёжных данных нет.

Германские языки представляют особую ветвь индо-европейской группы языков. В настоящее время их насчитывается девять: английский, голландский, верхненемецкий, нижненемецкий, фризский, датский, исландский, норвежский и шведский. Германские языки традиционно делятся на 3 подгруппы: северную (шведский, датский, норвежский, исландский, фарерский), западную (английский, немецкий, нидерландский, люксембургский, африкаанс, фризский, идиш) и восточную (вымершие готский, бургундский, вандальский, гепидский, герульский).

Развитие германских языков от племенных диалектов до национальных литературных языков связано с многочисленными миграциями их носителей. Область первоначального расселения германских племён охватывала южную часть Скандинавского полуострова, полуостров Ютландия и территорию Шлезвиг-Гольштейн. Германские диалекты древнейшей поры делились на 2 основные группы: скандинавскую (северную) и континентальную (южную). Во 2—1 вв. до н. э. часть племён из Скандинавии переселилась на южное побережье Балтийского моря, в низовья Вислы и Одера, и образовала восточногерманскую группу, противостоящую западногерманской (ранее южной) группе племен, обитавших между Эльбой и Рейном. С середины 2 в. до н. э., в эпоху «великого переселения народов», готы, принадлежавшие к восточногерманским племенам, продвигаются к югу, в причерноморские степи, откуда проникают на территорию Римской империи и затем через Галлию на Пиренейский полуостров. После падения остготского королевства в Италии (5—6 вв.) и вестготского королевства в Испании (5—8 вв.) носители готского языка смешались с местным населением. Внутри западногерманского ареала в 1 в. н. э. выделялись 3 группы племенных диалектов: ингвеонская (североморская), иствеонская (рейнско-везерская) и эрминонская (приэльбская). Переселение в 5—6 вв. части ингвеонских племен (англы, саксы, юты) на Британские острова предопределило обособленное развитие в дальнейшем древнеанглийского языка. На континенте иствеоны (франки) распространились на запад, в романизованную северную Галлию, где в конце 5 в. было образовано двуязычное государство Меровингов. Под властью франков в рамках государства Меровингов и Каролингов (5—9 вв.) произошло объединение западногерманских племён (франков, алеманнов, баюваров, турингов, хаттов), а также саксов, переселившихся в 4—5 вв. с побережья Северного моря в области Везера и Рейна, что создало предпосылки для позднейшего формирования древневерхненемецкого языка как языка немецкой народности. Эрминоны (алеманны, баювары) с 1 в. н. э. передвигаются из бассейна Эльбы на юг Германии и становятся в дальнейшем носителями южнонемецких диалектов. В основу нижненемецких диалектов лёг древнесаксонский, входивший изначально в ингвеонскую группу и испытавший впоследствии мощное влияние франкских диалектов. В результате взаимодействия франкских диалектов с фризскими и саксонскими в 9—11 вв. создаются условия для возникновения нидерландского языка. Группа скандинавских диалектов после их обособления в 5 в. от континентальной группы вследствие постепенной миграции их носителей на север и юг делится с 7 в. на восточную и западную подгруппы. На базе восточноскандинавских диалектов позднее образуются шведский и датский языки, на базе западноскандинавских — норвежский. Заселение в 9—10 вв. Исландии и Фарерских островов выходцами из Норвегии привело к становлению исландского и фарерского языков. Из новейших германских языков идиш сформировался в 10—14 вв. на основе верхненемецких диалектов с включением семитских и позднее славянских элементов, африкаанс возник в 17 в. в результате смешения нидерландских диалектов с немецким, английским, французским языками, а также с некоторыми африканскими языками и с креольским малайско-португальским языком.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кельтские языки в 1 м тыс. до н. э. были распространены на значительной части Европы (ныне это часть Германии, Франции, Великобритания, Ирландия, Испания, Северная Италия), доходя на востоке до Карпат и через Балканы до Малой Азии. Позднее зона их распространения сильно сократилась; языки мэнский, корнский , кельтиберский , лепонтийский, галльский вымерли; живыми являются ирландский, гэльский, валлийский и бретонский. В современной кельтологии принято делить кельтские языки либо по географическому признаку — на континентальные и островные, либо по признаку фонетическому.

Континентальные кельтские языки известны по различным источникам (иберийским, этрусским, греческим, латинским), датированным примерно 5 в. до н. э. — 4 в. н. э. и подтверждающим принадлежность фиксированных языков к группе. Эти источники ограничены надписями, глоссами, монетными легендами. Старейшие надписи на кельтиберском языке от 3—1 вв. до н. э. выполнены так называемым иберийским письмом. Более поздние надписи (главным образом на камнях) выполнены латинским алфавитом. Сохранилось около 70 надписей на лепонтийском языке (район Северной Италии) от 3—2 вв. до н. э.; они выполнены вариантом этрусского письма, так же как и относящиеся ко 2 в. до н. э. надписи на галльском языке из Цизальпинской Галлии. Галльский язык представлен также галло-латинскими билингвами, несколькими граффити на вазах. Свыше 60 надписей из Нарбонской Галлии написаны греческим алфавитом. Памятники галльского языка на основе латинского алфавита (открыто свыше 100) большей частью относятся к нашей эре; наиболее обширны галльский календарь из Колиньи и открытая в 1971 надпись из Шамальера.

Из островных кельтских языков ирландский засвидетельствован с 4 в. так называемыми огамическими надписями и с 7 в. — глоссами на основе латинского алфавита. Гэльский язык ведёт начало от языка ирландских переселенцев, обосновавшихся в Западной Шотландии и на острове Мэн в 5—6 вв. Немногочисленные письменные памятники имеются с 16 в. Мэнский язык на острове Мэн вымер в 20 в. Валлийский известен со 2 й половины 6 в.; письменные свидетельства (с конца 8 в.) представляют собой валлийско-латинские глоссы, личные имена, топонимы и отдельные валлийские фразы в латинских текстах. Близко стоящий к валлийскому - корнский, известный по письменным данным с конца 9 в., вышел из употребления в 18 в. Бретонский язык исторически продолжил язык той части бриттов, которая в 5 в. переселилась из Британии в Бретань (Франция). Наиболее ранние письменные памятники бретонского языка — глоссы 9—11 вв. В начале н. э. бриттские диалекты были, видимо, распространены по всей Британии, за исключением районов Шотландии к северу от залива Фёрт-оф-Форт и района Клайда. К. Джэксон считает, что с конца 6 в. можно говорить о валлийском, корнском и бретонском как об отдельных языках. Между корнским и бретонским в области фонетики и морфологии так много сходного, что эти языки могут вместе противо¬по¬став¬лять¬ся валлийскому.

Если на географическую карту перенести данные, приведённые выше, то можно увидеть, что народы-носители языков, часто оказывались в одном месте в одно и то же время. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что языки оказывали влияние друг на друга, которое проявлялось не только в смешении, но и в возникновении новых языков.

Ну а теперь вернёмся к началу, и попробуем рассмотреть возможные варианты возникновения рунической письменности как таковой.

Греко-латинская версия

Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун — I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

На данный момент нет единой версии о происхождении этрусского языка. Некоторые ученые полагают, что этрусский алфавит был создан на основе западногреческого языка и относится к группе италийских языков. Другие учёные полагают, что этрусский язык не родственен известным европейским языкам и является изолированным. Однако, всё учёные сходятся во мнении о существовании родственников этрусского языка в тот же исторический период: язык Лемносской стелы VI—V в. до н. э. (предположительно — язык пеласгов, согласно Геродоту, живших на острове в указанный период); ретский язык (многочисленные краткие памятники из Северной Италии V—II в. до н. э.) и родственный ему камунский язык; этеокипрский язык (язык догреческого населения о. Кипр) — надписи выполнены так называемым кипрским письмом (имеются тексты с параллельным греческим переводом).

Так откуда же вышел этрусский язык? Современные учёные сходятся на том, что родоначальником большинства современных алфавитов является финикийский алфавит, созданный около XV века до н. э. Именно финикийское письмо развилось в арамейское письмо, еврейский алфавит, греческий алфавит, малоазийские алфавиты, латинский алфавит, иберское письмо, ливийское письмо и т. д.

Для записи слов использовались только согласные звуки, а значение гласных оставлялось на понимание читателя. Текст записывался справа налево.

При сравнении двух алфавитов, общее у этих языков становится очевидным. Я не филолог и не лингвист, поэтому утверждать о безусловном родстве этих языков не могу, но одно для меня очевидно – большая похожесть между буквами финикийского, а затем и этрусского алфавитов и руническими символами.

Что же касается мифологической версии обретения рун, то, на мой взгляд, она тоже имеет место быть. Алфавит – буквы, для записи устной речи. А знания, обретённые Одином, это, скорее, мистический смысл рун, описывающий не звуки, издаваемые человеком, а модель мироздания, в котором мы живём и её отражение в каждом человеке.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...