Перейти к содержанию

Феномен смерти по Р. Моуди


Sakura
 Share
Подписчики 0

Рекомендуемые сообщения

На что похожа смерть?

Этот вопрос человечество задает себе с момента своего возникнове­ния. За последние несколько лет я имел возможность ставить этот воп­рос перед значительным числом слушателей. Среди них были и студенты психологических, философских и социологических факультетов, верую­щие, телезрители, члены гражданских клубов и профессиональные ме­дики. В итоге, с некоторой долей осторожности, я могу сказать, что эта те­ма вызывает, пожалуй, наиболее серьезное отношение у всех людей, неза­висимо от их эмоционального типа или принадлежности к той или иной социальной группе.

Однако, несмотря на этот интерес, несомненно и то, что большинству из нас очень трудно говорить о смерти. Это объясняется по крайней мере двумя причинами. Одна из них в основном психологического или куль­турного характера. Сама тема смерти - табу. Мы чувствуем, по крайней мере подсознательно, что, сталкиваясь со смертью в какой-либо форме, даже косвенно, мы неизбежно предстаем перед перспективой нашей собственной смерти, картина нашей смерти как бы приближается к нам и делается более реальной и мыслимой. Например, многие студенты ме­дики, в том числе и я сам, помнят, что даже такая встреча со смертью, которую переживает каждый, кто в первый раз пересекает порог анато­мической лаборатории медицинского факультета, вызывает весьма тре­вожное ощущение. Причина моих собственных неприятных переживаний мне теперь представляется совершенно очевидной. Как мне теперь вспо­минается, мои переживания почти не относились к тем людям, останки которых я там видел, хотя, конечно, в какой-то мере я думал и о них тоже. Но то, что я видел на столе, было для меня главным образом симво­лом моей собственной смерти. Так или иначе, возможно, полусознательно, я подумал: "Это случится и со мной".

Таким же образом и разговор о смерти с психологической точки зре­ния может рассматриваться, как косвенное приближение к смерти, только на другом уровне. Несомненно, многие люди вообще воспринимают разговоры о смерти, как нечто такое, что в их сознании вызывает настоль­ко реальный образ смерти, что они начинают ощущать близость своей собственной кончины. Чтобы уберечь себя от такой психологической травмы, они решают просто избегать таких разговоров, насколько это возможно.

Другая причина, из-за которой трудно разговаривать о смерти, не­сколько сложнее, поскольку коренится в самой природе нашего языка. В основном слова, составляющие человеческий язык, относятся к вещам, знание о которых мы получаем благодаря нашим физическим ощуще­ниям. В то время как смерть есть нечто такое, что лежит за пределами на­шего сознательного опыта, потому что большинство из нас никогда не пе­реживали ее.

Таким образом, если мы говорим о смерти как таковой, мы должны избегать как социального табу, так и языкового, на что есть основания в нашем повседневном опыте. В конце концов мы приходим к эвфемисти­ческим аналогиям. Мы сравниваем смерть или умирание с вещами, с ко­торыми мы знакомы из нашего повседневного опыта и которые представ- ляются нам вполне приемлемыми.

Вероятно, одна из обычных аналогий такого типа - сравнение смерти со сном. Умирание, говорим мы себе, подобно засыпанию. Такого рода выражения имеют место в нашем повседневном языке и мышлении, а также в литературе многих веков и культур. Очевидно, такие выраже­ния были обычно и в Древней Греции. Например, в "Илиаде" Гомер назы­вает сон "братом смерти", а Платон в диалоге "Апология" вкладывает в уста своего учителя Сократа, приговоренного Афинским судом к смерти, следующие слова:

"И если смерть есть отсутствие всякого ощущения, — что-то вроде сна, когда спящий не видит даже никаких снов, то она была бы удивительною выгодой. В самом деле, я думаю, если бы кто должен был выбирать такую ночь, в которую он так спал, что даже снов не видел, то, сопоставив с этой ночью все остальные ночи и дни своей жизни, он сообразил бы, сколько дней и ночей в своей жизни он прожил лучше и приятнее в сравнении с той ночью, и я думаю,,, что те ночи в сравнении со всеми остальными днями и ночами пересчитать легко. Итак, если смерть такова, то я, по крайней мере, считаю ее выгодою, потому что все последующее время (с момента смерти) оказывается ничем не больше одной ночи". (Перевод взят из "Собр. Творений Платона", Петербург, Академия, 1923,т. 1
#
с.81.)

Та же аналогия используется и в нашем современном языке. Я имею в виду выражение "усыпить". Если вы приносите к ветеринару собаку с просьбой усыпить ее, вы обычно имеете в виду нечто совсем иное, чем когда вы просите анастезиолога усыпить вашу жену или вашего мужа. Другие люди предпочитают иную, но сходную аналогию. Умирание, гово­рят они, похоже на забывание: когда человек умирает, он забьюает все свои горести, исчезают мучительные и неприятные воспоминания.

Как бы ни были стары и широко распространены эти аналогиии, как с "засыпанием" так и с "забыванием", - их все же нельзя признать вполне удовлетворительными. Каждая из них по-своему означает одно и то же утверждение. Хотя и говорится это в несколько более приятной форме, тем не менее обе они утверждают, что смерть фактически есть просто исчезновение нашего сознания навсегда. Если же это так, то тогда смерть в действительности не имеет ни одной из привлекательных черт засыпания или забывания. Сон приятен и желателен для нас, поскольку за ним сле-

дует пробуждение. Ночной сон, доставляющий нам отдых, делает часы бодрствования, следующие за ним, более приятными и продуктивными. Если бы не было пробуждения, все преимущества сна просто не существо­вали бы. Сходным образом аннигиляция всего нашего сознательного опы­та подразумевает исчезновение не только всех мучительных воспомина­ний, но также и всех приятных. Таким образом, при более тщательном рассмотрении ни одна из аналогий не является настолько адекватной, что­бы дать нам реальное утешение или надежду перед лицом смерти.

Существует, однако, другая точка зрения, которая не приемлет утвер­ждение, что смерть есть исчезновение сознания. Согласно этой второй, воз­можно, еще более древней, концепции, определенная часть человеческого существа продолжает жизнь даже после того, как физическое тело прекра­щает функционировать и полностью разрушается. Это постоянно сущест­вующая часть получила много названий: психика, душа, разум, "я", сущ­ность, сознание. Но как бы она ни называлась, представление о том, что человек переходит в какой-то иной мир после физической смерти, яв­ляется одним из наиболее древних человеческих верований. На территории Турции, например, обнаружены захоронения неандертальцев, насчитываю­щие около 100 ООО лет. Найденные там окаменевшие отпечатки позволили археологам установить, что эти древние люди погребали своих умерших на ложе из цветов. Это позволяет предполагать, что они относились к смерти, как к празднованию перехода умершего из этого мира в другой. Действительно, с самых древних времен захоронения свидетельствуют о ве ре в продолжение существования человека после смерти его тела.

Таким образом, мы имеем дело с двумя противостоящими друг другу ответами на наш первоначальный вопрос о природе смерти. Оба они имеют очень древнее происхождение и по сей день. Одни говорят, что смерть - это исчезновение сознания, другие утверждают с такой же уверенностью, что смерть есть переход души или разума в другое измерение реальности. В повествовании, которое приводится ниже, я ни в коей мере не стрем­люсь отвергнуть какой-либо из этих ответов. Я просто хочу привести от­чет об исследовании, проведенном лично мною.

За последние несколько лет я встретился с большим числом людей, которые пережили то, что я буду назьюать "предсмертным опытом" ("near death experiences"). Я находил их разумными путями. Сначала это произошло случайно. В 1965 г., когда я был студентом-дипломником по курсу философии в Университете штата Вирджиния, я встретил человека, который работал профессором психиатрии в Медицинской Школе. Меня с самого начала поразили его доброжелательность, теплота и юмор. Я был очень удивлен, когда позднее узнал о нем интересные подробности - а именно, что он был мертв, и не один раз, а дважды, с интервалом в 10 минут, и что он рассказывал совершенно фантастические вещи о том, что с ним'происходило в это время. Позже я слышал, как он рассказывал свою историю небольшой группе студентов. В то время это произвело на меня очень большое впечатление, но поскольку я не имел еще достаточно опыта, чтобы оценивать подобные случаи, я "отложил его подальше" как в своей памяти, так и в виде перепечатанного конспекта его рассказа.

Несколько лет спустя, после того как я получил свою степень доктора философии, я преподавал в Университете штата Северная Каролина. В хо­де одного из курсов мои студенты должны были прочесть "Федон" Пла­тона, труд, в котором среди других вопросов обсуждается также проб­лема бессмертия. В своей лекции я сделал акцент на других положениях Платона, представленных в этой работе, и не стал останавливаться на обсуждении вопроса о жизни после смерти. В один из дней после занятий ко мне подошел студент и спросил, нельзя ли ему обсудить со мной воп­рос о бессмертии. Его интересовала эта проблема потому, что его бабушка "умирала" во время операции и рассказывала потом об очень интересных впечатлениях. Я попросил его рассказать об этом, и к моему великому изумлению он описал почти те же самые события, о которых я слышал от нашего профессора психиатрии за несколько лет до этого.

С того времени мои поиски подобных случаев стали более активными, и я начал в моих курсах философии читать лекции по проблеме жизни человека после его биологической смерти. Однако я соблюдал осторож­ность и не упоминал в моих лекциях эти два случая переживания опыта смерти. Я решил подождать и посмотреть. Если такие рассказы не просто случайность, предположил я, возможно, узнаю больше, затронув лишь в общей форме вопрос о бессмертии на философских семинарах и проявив сочувственное отношение к этой теме, К моему изумлению, я обнаружил, что почти в каждой группе, состоящей примерно из тридцати студентов, по крайней мере один студент обычно подходил ко мне после занятий и рассказывал собственный случай опыта близости к смерти, о котором он слышал от близких людей или пережил сам.

С того момента, как я начал интересоваться этим вопросом, меня по­ражало это необычайное сходство сообщений, несмотря на то, что они были получены от людей весьма различных по своим религиозным взгля­дам, социальному положению и образованию. К тому времени, когда я поступил в Медицинскую Школу, я собрал уже значительное количество таких случаев, Я стал упоминать о проводимом мною неофициальном ис­следовании в разговорах с некоторыми из моих знакомых медиков. Как-то раз один из моих друзей уговорил меня сделать доклад перед ме­дицинской аудиторией. Затем последовали другие публичные выступле­ния. И снова я обнаружил, что после каждого выступления кто-нибудь подходил ко мне, чтобы рассказать об известном ему самому опыте такого рода.

По мере того, как о моих интересах становилось все более известно, врачи стали сообщать мне о больных, которых они реанимировали и ко­торые рассказывали о своих необычных ощущениях. После того, как появились газетные статьи о моих исследованиях, многие люди стали присылать мне письма с подробными рассказами о подобных случаях.

В настоящее время мне известно примерно 150 случаев, когда это явление имело место. Случаи, которые я изучил, могут быть разделены на три четкие категории:

1. Опыт людей, которых врачи считали или объявили клинически мертвыми и которые были реанимированы.

2.
Опыт людей, которые в результате аварии, либо опасного ранения или болезни были очень близки к состоянию физической смерти.

3.
Опыт людей, которые находились при смерти и рассказывали о своих ощущениях другим людям. Позднее эти другие передавали мне то, что рассказывали умирающие,

Из большого количества фактического материала, представленного этими 150 случаями, естественно, был произведен отбор. С одной сторо­ны, он был преднамеренным. Так, например, хотя рассказы, относящиеся к третьей категории, дополняют и хорошо согласуются с рассказами двух первых типов, я, как правило, не рассматривал их по двум причинам. Во-первых, это помогло снизить количество случаев до уровня, более при­годного для всестороннего анализа, и, во-вторых, позволило мне по воз­можности придерживаться лишь сообщений из первых уст. Таким обра­зом, я опросил очень подробно около 50 человек, опыт которых я могу использовать. Из них случаи первого типа (т. е. в которых имела место клиническая смерть) значительно более богаты событиями, чем случаи второго типа, в которых произошло лишь приближение к смерти. Дейст­вительно, во время моих публичных лекций на эту тему случаи "смерти" всегда вызывали значительно больший интерес. Некоторые сообщения, появившиеся в печати, были написаны таким образом, что можно было по­думать, будто я имел дело лишь со случаями такого рода.

Однако при отборе случаев, которые должны быть представлены в этой книге, я избегал искушения останавливаться только лишь на тех случаях, в которых имела место "смерть". Потому что, как будет видно дальше, случаи второго типа не отличаются, а, скорее, образуют единое целое со случаями первого типа. Кроме того, хотя предсмертный опыт сам по себе сходен, но,в то же время, как обстоятельства, сопутствующие ему, так и люди, описывающие его, очень разнятся. В связи с этим я попы­тался дать выборку случаев, адекватно отражающую эту вариабельность. Опираясь на эти предпосылки, давайте теперь обратимся к рассмотрению тех событий, которые, насколько мне удалось установить, могут происхо­дить, когда человек умирает.

По материалам книги Раймонда Моуди "Жизнь после жизни"
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Опыт умирания

Несмотря на большое разнообразие обстоятельств, связанных с близ­ким знакомством со смертью, а также людей, переживших это, все же несомненно то, что между рассказами о самих событиях в этот момент имеется поразительное сходство. Практически сходство между различ­ными сообщениями настолько велико, что можно выделить около пятнад­цати отдельных элементов, которые вновь и вновь встречаются среди большого количества сообщений, собранных мной. На основании этих общих моментов я позволю себе построить краткое, теоретически "иде­альное" или "полное" описание опыта, которое включает в себя все общие элементы в том порядке, в каком они обычно встречаются.

Человек умирает, и в тот момент, когда его физические страдания до­стигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. Он слышит
неприятный шум, громкий звон или жужжание, и в то же время он чув­ствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный тон­нель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне физического тела, но все еще в непосредственном физическом окружении, он видит свое собственное тело на расстоянии, как посторонний зритель. Он наблюдает за попытками вернуть его к жизни и, обладая этим необычным преиму­ществом, находится в состоянии некоторого эмоционального шока.

Через некоторое время он собирается с мыслями и постепенно при­выкает к своему новому положению. Он замечает, что он обладает телом, но совсем иной природы и с совсем другими свойствами, нежели то фи­зическое тело, которое он покинул. Вскоре с ним происходят и другие события. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души уже умерших родственников и друзей, и пе­ред ним появляется светящееся существо, от которого исходит такая любовь и душевная теплота, какой он никогда не встречал. Это существо без слов задает ему вопрос, позволяющий ему оценить свою жизнь, и про­водит его через мгновенные картины важнейших событий его жизни, проходящие перед его мысленным взором в обратном порядке. В ка- кой-то момент он обнаруживает, что приблизился к некоему барьеру или границе, представляющей, по-видимому, раздел между земной и по­следующей жизнью. Однако он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, что час его смерти еще не наступил. В этот момент он сопротивляется, так как теперь он познал опыт иной жизни и не хочет возвращаться. Он переполнен ощущением радости, любви и покоя. Несмотря на свое нежелание, он тем не менее каким-то образом вос­соединяется со своим физическим телом и возвращается к этой жизни.

Позднее он пытается рассказать обо всем этом другим людям, но ему трудно это сделать. Прежде всего, он не может найти в человеческом языке адекватные слова для описания этих неземных событий. Кроме то­го, он сталкивается с насмешками и прекращает рассказывать другим людям. Тем не менее пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и особенно на его представления о смерти и ее соотношение с жизнью.

Важно заметить, что приведенное описание не является изложением опыта какого-либо определенного человека. Это скорее "модель", объе­динение общих элементов, встречающихся во многих рассказах. Я при­вожу ее здесь только для того, чтобы дать предварительное общее пред­ставление о том, что может переживать умерший человек. Поскольку это модель, а не конкретное описание, я постараюсь в данной главе об­судить подробнее каждый из элементов на основании многочисленных примеров.

Прежде чем это сделать, необходимо, однако, остановиться на неко­торых моментах с тем, чтобы ввести представленный обобщенный ма­териал о предсмертном опыте в соответствующие рамки.

(1) Несмотря на поразительное сходство между отдельными расска­зами, никакие два из них не были совершенно идентичными (хотя неко­торые весьма приближались к этому).

(2)
Я не встретил ни одного человека, в рассказе которого присут­ствовали бы все до одного элементы обобщенного опыта. Очень многие сообщали о большинстве из них (примерно о восьми и более из пятнад­цати, а некоторые упоминали до двенадцати элементов).

(3)
Не было ни одного элемента обобщенного опыта, который встре­тился бы в рассказах абсолютно всех людей. Тем не менее некоторые из этих элементов были почти универсальными.

(4)
В моей обобщенной модели нет ни одного элемента, который встретился бы всего в одном сообщении. Каждый был обнаружен во мно­гих независимых рассказах.

(5)
Порядок, в котором умирающий человек проходит различные этапы, кратко перечисленные выше, может отличаться от того, который дан в моей "теоретической модели". Например, разные люди рассказы­вают, что они видели "светящееся существо" до того или одновременно с тем, как они покинули свое физическое тело, а не так, как это дано в модели, т. е. некоторое время спустя. Однако порядок, в котором этапы приведены в модели, является очень типичным, и сильные отклонения от него редки.

(6)
То, насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов гипотетически полной последовательности событий, зависит от того, дей­ствительно ли он был в состоянии клинической смерти, и если да, то как долго длилось это состояние. Другими словами, похоже на то, что люди, которые были "мертвыми", пережили более яркий и полный опыт, чем те, которые только приблизились к смерти, а те, которые были "мерт­вы" в течение более длительного периода, зашли дальше, чем те, которые были "мертвы" в течение короткого промежутка времени.

(7)
Несколько человек, с которыми я беседовал, были признаны умершими, реанимированы и в своем последующем рассказе не упомя­нули ни об одном из этих общих элементов. Фактически они говорили, что не могут вообще ничего вспомнить о своей "смерти". Весьма интересны случаи, когда мне довелось беседовать с несколькими людьми, которые признавались умершими неоднократно с разрьюом в несколько лет. Они рассказывали, что не испытали ничего в одном случае, но имели достаточно полный опыт в другом случае.

(8)
Необходимо подчеркнуть, что я пишу, в основном, о сообщениях, отчетах и рассказах, которые люди сообщали мне устно во время бесед. Таким образом, когда я говорю, что данный элемент обобщенного "пол­ного" опыта отсутствует в данном сообщении, это не значит, что я обяза­тельно подразумеваю, что он не имел места в опыте этого человека. Я все­го лишь имею в виду, что этот человек не говорил мне об этом элементе или что из его рассказа нельзя сделать определенного заключения, что он его пережил. С учетом всех этих оговорок давайте рассмотрим некоторые основные этапы и события, имеющие место во время умирания.

По материалам книги Раймонда Моуди "Жизнь после жизни"
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Невыразимость

Основа взаимопонимания при пользовании языком зиждется на су­ществовании широкой сферы общечеловеческого опыта, к которому при- частно большинство из нас. Это обстоятельство является источником су­щественных затруднений, осложняющих само обсуждение тех явлений, о которых речь пойдет ниже,. События, пережитые теми, кто непосред­ственно приблизился к смерти, лежат настолько вне общечеловеческого опыта, что есть все основания ожидать возникновения определенных линг­вистических трудностей при попытках выразить, что с ними произошло. Именно так и происходит на самом деле. Люди, испытавшие это, все как один характеризуют свой опыт как неподдающийся описанию, т.е. "невы­разимый".

Многие подчеркивают это: "Просто нет слов, чтобы выразить то, что я хочу сказать" или "Просто не существует прилагательных и превосход­ных степеней, чтобы описать это". Одна женщина объяснила мне это в очень сжатой форме так: "Для меня настоящая проблема - попытаться вам все это объяснить, потому что все слова, которые я знаю, являются трехмерными. В то же время, когда я это пережила, я не переставала ду­мать: ну, вот, когда я проходила геометрию, меня учили всегда, что су­ществует только три измерения, и я всегда этому верила. Но это неверно. Их больше". Да, конечно, наш мир, в котором мы живем сейчас, — трех­мерный, но мир иной совершенно определенно не трехмерен. И именно поэтому так трудно рассказать вам об этом. Я должен описать вам это в словах, которые являются трехмерными. Это наилучший способ объяс­нить, что я имею в виду, но и это объяснение не совсем адекватно. Практи­чески я не могу передать вам полную картину.

Многие говорили, что они слышали, как врачи или другие присутст­вующие признавали их умершими. Одна женщина сообщила мне следую­щее: "Я находилась в больнице, но врачи не могли установить, что со мной. Поэтому доктор Джеймс, мой врач, направил меня к рентгенологу сделать снимок печени, чтобы выяснить, в чем дело. В первый раз препа­рат, который должны были мне ввести, сначала проверили на моей руке, т.к. я подвержена аллергиям на медикаменты. Но реакции не было, после чего мне стали вводить этот препарат. Но после введения препарата у ме­ня остановилось сердце, Я слышала, как рентгенолог, работавший со мной, подошел к телефону, и я очень ясно слышала, как он набирал но­мер. Я слышала, как он сказал: "Доктор Джеймс, я убил вашу пациентку, миссис Мартин". Но я знала, что не умерла. Я пыталась шевельнуться или дать им знать, но не могла. Когда они пытались реанимировать меня, я слышала, как они обсуждали, сколько кубиков чего-то мне ввести, но не чувствовала уколов от игл. Я совсем ничего не чувствовала, когда ко мне прикасались".

В другом случае у женщины, уже перенесшей несколько сердечных приступов, был приступ такой силы,что она едва не умерла. Она рассказы­вает: "Внезапно я почувствовала пронизывающую боль в груди, как если бы моя грудная клетка вдруг оказалась скована железным обручем,

который снимался. Мой муж и наш друг услышали, как я упала, и прибежали ко мне на помощь, Я очутилась в глубокой тьме и сквозь нее я услышала, как муж словно с большого расстояния говорил: "На этот раз — все". И я подумала — да,все".

Молодой человек, которого сочли мертвым после автомобильной катастрофы, рассказывает: Я слышал, как одна женщина, находившаяся там, говорила — он мертв, и кто-то еще ответил — да, он мертв".

Сообщения такого типа очень хорошо согласуются с тем, что вспоминают врачи и другие присутствующие. Так, например, один врач мне сказал: "У моей пациентки остановилось сердце как раз перед тем, как я с еще одним хирургом должен был ее оперировать. Я находился в этот момент рядом и видел, как ее зрачки расширились. В течение некоторого времени мы пытались вернуть ее к жизни, но безуспешно, и я сказал другому врачу, работавшему вместе со мной : "Давайте попробуем еще раз, а после этого прекратим". На этот раз ее сердце начало биться,и она пришла в себя. Позже я спросил ее, что она помнит о своей "смерти". Она ответила, что не помнит почти ничего, кроме того, как она услышала мои слова: "Давайте попробуем еще раз и после этого прекратим".
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ощущение мира и покоя

Многие люди описывают исключительно приятные ощущения и чувства во время первых этапов своего опыта. После тяжелой травмы головы один человек не проявлял никаких признаков жизни. Он рассказывал следующее:

"В момент травмы я ощутил внезапную боль, но затем вся боль исчезла. У меня было такое ощущение, словно я парю в темном пространстве.

День был очень холодным, однако, когда я находился в этой темноте, мне было тепло и приятно. Я помню, подумал: "Наверно, я умер".

Женщина, которую вернули к жизни после сердечного приступа, отмечает: "Я начала испытывать совершенно необычайные ощущения. Я не чувствовала ничего, кроме мира, облегчения - именно покоя. Я обнаружила, что все мои тревоги исчезли и подумала, как покойно, хорошо и нет никакой боли".

Другой человек вспоминает: "У меня просто было огромное ощущение одиночества и мира ... Оно было прекрасно, в душе у меня было такое чувство покоя".

Человек, который "умер" от ранения, полученного во Вьетнаме, рассказывает, что в момент ранения он почувствовал "огромное чувство облегчения. Боли не было совсем, и я никогда не чувствовал себя таким свободным. Мне было легко и все было хорошо".
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Шум

Во многих сообщениях упоминается о разного рода необычных слуховых ощущениях в момент смерти или перед этим. Иногда они крайне неприятные. Вот описание, данное человеком, который 20 минут был

"мертв" во время полостной операции: "Очень неприятный жужжащий звук, шедший изнутри моей головы. Он очень раздражал меня ... я никогда не забуду этого шума". Другая женщина говорит, что когда она потеряла сознание, то услышала "громкий звон, его можно описать, как жужжание, и я была как бы во вращающемся состоянии". Мне приходилось слышать также, что это неприятное ощущение характеризовали, как громкое щелканье, рев, стуки и как свистящий звук, похожий на ветер.

В других случаях слуховые эффекты, по-видимому, имеют боле приятные в музыкальном отношении выражения. Так, например, человек, который был признан умершим, но затем реанимирован, по прибытии в больницу рассказал следующее об ощущениях своего предсмертного опыта: "Я слышал нечто похожее на колокольный звон где-то вдалеке, словно доносимый ветром. Это звучало, как японские ветряные колокола ... это был единственный звук, который я слышал в тот момент".

Молодая женщина, которая чуть было не умерла от внутреннего кровоизлияния, связанного с нарушением свертываемости крови, говорила, что в момент коллапса она "начала слышать какую-то музыку, величественную музыку, действительно прекрасную".

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Темный тоннель

Часто одновременно с шумовым эффектом появляется ощущение движения с очень большой скростью через какое-то темное пространство. Для описания этого пространства используется много различных выражений. Мне приходилось слышать, что его описывали, как пещеру, колодец, нечто сквозное, некое замкнутое пространство, тоннель, дымоход, вакуум, пустоту, сточную трубу, долину, цилиндр. Хотя люди в этом случае пользуются различной терминологией, ясно, что они все пытаются выразить одну и ту же мысль. Давайте рассмотрим два рассказа, в которых идея "тоннеля" четко выражена.

"Это случилось со мной, когда я был маленьким мальчиком, — девяти лет. Это было 27 лет тому назад, но это было настолько поразительно, что я никогда этого не забуду. Однажды я очень сильно заболел, и меня спешно отправили в ближайшую больницу. Когда меня привезли, врачи должны были дать мне наркоз, почему - я не знаю, т.к. я был слишком маленький. В те времена пользовались эфиром. Мне приложили тампон к носу, и после этого, как мне говорили потом, мое сердце перестало биться. В тот момент я не знал, что случилось со мной, но во всяком случае, когда это произошло, у меня были определенные ощущения. Первое, что я услышал — я хочу описать это в точности так, как все происходило, — был звенящий, очень ритмичный шум, нечто вроде: брррррннинна — брррррнинннг — брррррнинннг, затем я двигался — вы можете считать это чем-то сверхъестественным — через длинное темное пространство. Оно было похоже на канализационную трубу или нечто в этом роде. Я не могу вам описать. Я двигался и все время слышал этот звенящий шум".

Другой человек рассказывает: "У меня была очень тяжелая аллергическая реакция на местную анестезию, и у меня остановилось дыхание.

Первое, что произошло — это было действительно сразу же, — я ощущал, что проношусь через темный, черный вакуум на предельной скорости. Я думаю, его можно сравнить с тоннелем. Ощущение было такое, как если бы я мчался вниз на американских горах в Луна-парке, — так я летел сквозь этот тоннель на огромной скорости".

Человек во время тяжелой болезни был настолько близок к смерти, что его зрачки расширились и его тело стало остывать. Он рассказьюает: "Я был в чрезвычайно темной, черной пустоте. Это очень трудно объяс­нить, но я чувствовал, словно я двигаюсь в вакууме сквозь темноту. Однако я все осознавал. Было так, словно я находился в цилиндре, не со­державшем воздуха. Это было странное ощущение, будто находишься наполовину здесь, а наполовину где-то еще".

Человек, который "умирал" несколько раз после тяжелых ожогов и травм от падения, говорил: "Я находился в шоке около недели, и в это время совершенно неожиданно я ушел в эту темную пустоту. Казалось, что я находился там длительное время, просто паря и кувыркаясь в прост­ранстве. Я был настолько захвачен этой пустотой, что просто не мог ду­мать ни о чем другом".

Один человек до того, как он пережил свой опыт, имевший место, когда он был ребенком, боялся темноты. Однако после остановки серд­ца, вызванной внутренними травмами, полученными в велосипедной ава­рии, он почувствовал следующее: "У меня было ощущение, что я двигаюсь через глубокую, очень темную долину. Темнота была такой глубокой и непроницаемой, что я не мог видеть абсолютно ничего, но это было самое чудесное, свободное от тревог состояние, какое только можно себе пред­ставить!"

В другом случае женщина, болевшая перитонитом, сообщила: "Мой доктор уже вызвал моего брата и сестру, чтобы они повидались со мной в последний раз. Сестра сделала мне укол, чтобы облегчить мою смерть. Предметы в больничной палате стали все больше и больше от­даляться от меня. Когда они исчезли, я вошла вперед головой в узкий и очень, очень темный коридор. Казалось, он был как раз по мне. Я начала скользить вниз, вниз, вниз".

Женщина, которая была близка к смерти после дорожной катастрофы, взяла сравнение из телевизионной постановки: "Было ощущение абсолют­ного мира и покоя; совсем не было страха, и я обнаружила, что нахожусь в тоннеле, состоящем из концентрических кругов. Вскоре после этого я смотрела телевизионную постановку, которая называлась "Тоннель вре­мени", в которой люди возвращались в прошлое по специальному тон­нелю. Так вот, это самое близкое сравнение, которое я могу найти".

Еще один человек, находившийся на грани смерти, воспользовался другим сравнением, основанным на его религиозных представлениях. Он говорил: "Внезапно я очутился в очень темной, очень глубокой долине. Было похоже, что там была тропа, можно сказать — дорога, и я шел по этой тропе ... позднее, когда я выздоровел у меня возникла мысль — ну что же, теперь я знаю, что имеется в виду в Библии под выражением "долина тени смертной", потому что я был там

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вне тела

Общеизвестно, что большинство из нас обычно отождествляет себя со своим физическим телом. Мы признаем, конечно, что у нас есть также и разум. Но для большинства разум представляется чем-то значительно бо­лее эфемерным, нежели тело. Разум в конечном счете может быть ничем иным, как результатом электрических и химических процессов, проис­ходящих в мозгу, который есть часть физического тела. Многие люди просто не могут представить себе возможность существования себя в каком-либо ином состоянии вне физического тела, к которому они при­выкли.

До своего опыта близости к смерти люди, с которыми я беседовал, в целом, как группа, не отличались по своему отношению к этому вопро­су от обычного среднего человека. Именно поэтому умирающий бывает так изумлен после того, как пройдет через темный тоннель. Потому что в этот момент он обнаруживает, что смотрит на свое физическое тело извне, как если бы он был посторонним наблюдателем, "третьим", либо видит людей и события происходящими как бы на сцене или в кино. Да­вайте послушаем несколько таких рассказов, в которых описываются случаи подобного сверхъестественного пребывания вне тела.

"Мне было семнадцать лет, и мы с моим братом работали в Луна-пар­ке. Как-то днем мы решили поплавать. С нами было еще несколько мо­лодых людей. Кто-то предложил: "Давайте переплывем озеро". Я много раз это делал, но в этот раз я почему-то стал тонуть почти на самой сере­дине озера. Я барахтался, то опускаясь, то поднимаясь, и вдруг я почувст­вовал, что я нахожусь вдали от моего тела, вдали от всех, как бы сам по себе. Хотя я не двигался, находясь все время на одном уровне, я видел, как мое тело, находившееся в воде на расстоянии трех или четырех футов, то опускалось, то поднималось. Я видел свое тело со спины и немного справа. В то же время я чувствовал, что у меня еще есть какая-то телесная оболочка, хотя и был вне своего тела. У меня было ощущение легкости, которое почти невозможно описать. Я казался себе перышком".

Рассказывает одна женщина:

"Примерно год тому назад меня положили в больницу из-за сердца, и на следующее утро, лежа в больничной кровати, я почувствовала боль в груди. Я нажала кнопку вызова сестер, они пришли и начали делать то, что необходимо. Мне было очень неловко лежать на спине и я повернулась. Как только я это сделала, у меня прекратилось дыхание и перестало бить­ся сердце. Я сразу же услыхала, как сестры закричали: "Инфаркт, ин­фаркт!" И в этот момент я почувствовала, как я отделилась от своего те­ла, проскользнула между матрасом и перилами с одной стороны крова­ти - в действительности было даже похоже, что я прошла сквозь перила - вниз, на пол. Затем я стала медленно подниматься вверх. Во время своего движения я видела, как еще несколько сестер вбежали в комнату - их была уже, наверное, дюжина. Мой врач как раз в это время делал обход, и они позвали его, и я видела также, как он входил. Я подумала: "Инте­ресно, что он здесь делает?" Я переместилась за осветитель и вижу его
сбоку и очень отчетливо - и там я остановилась, паря под самым потол­ком и глядя вниз. Мне казалось, что я листок бумаги, взлетевший к по­толку от чьего-то дуновения.

Я видела, как меня старались вернуть к жизни. Мое тело было рас­простерто на кровати, и прямо перед моим взором все стояли вокруг него. Я слышала, как одна из сестер воскликнула: "О, Боже, она скон­чалась!", в то время как другая склонилась надо мной и делала мне ис­кусственное дыхание рот-в-рот. Я смотрела на ее затылок, когда она это делала. Я никогда не забуду, как выглядели ее волосы — они были ко­ротко подстрижены. Сразу вслед за этим я увидела, как вкатили аппарат и стали действовать электрическими токами на мою грудную клетку. Я слышала, как во время этой процедуры все мои кости трещали и скрипели. Это было просто ужасно. Я смотрела, как они массируют мне грудь, трут мои руки и нош и думала: почему они так волнуются? Ведь мне сейчас очень хорошо".

Один юноша мне рассказал:

"Это случилось около двух лет тому назад, мне перед этим только что исполнилось девятнадцать. Я вез приятеля в своей машине. Когда я подъехал к перекрестку в центре города, я остановился и посмотрел в обе стороны, но ничего не увидел. Я начал пересекать перекресток, и в этот момент я услыхал пронзительный крик моего товарища. Я посмот­рел и увидел слепящий свет фар автомобиля, летящего на нас. Я услышал этот жуткий звук - скрежет ломаемого автомобиля, и затем был момент, когда я, как мне казалось, несся через темное, замкнутое пространство. Это произошло очень быстро. Затем я словно бы парил на высоте около пяти футов над улицей и примерно в пяти ярдах в стороне от машины. Я бы сказал, что слышал, как звук, скрежеща, замирает вдали. Я видел, как люди бежали и толпились возле машины и как из нее вытащили мое­го товарища, судя по всему, в шоке. Я мог видеть собственное тело среди обломков, окруженное людьми, видеть, как они пытались вытащить меня. Мои ноги были все перекручены, и повсюду была кровь".

Как можно легко себе представить, совершенно непредсказуемые мысли и чувства возникают у людей, обнаруживших, что они очутились в подобном положении. Многие считают идею возможности пребывания вне тела настолько невероятной, что, даже пережив это, они испытывают пол­ное смешение мыслей относительно этого события и в течение длительного времени не связьюают его со смертью. Они удивляются, что с ними проис­ходит, почему они вдруг видят себя со стороны, как посторонние наблю­датели. Эмоциональная реакция на это состояние весьма неодинакова. Большинство людей говорит, что сначала они испытывают отчаянное жела­ние возвратиться обратно в свое тело, но не имеют ни малейшего представ­ления, как это сделать. Другие рассказюают, что они испытывали очень сильный, почти панический страх. Некоторые, однако, описывают более положительную реакцию на это свое состояние, как, например, в этом рассказе: "Я очень серьезно заболел, и врач отправил меня в больницу. В то утро меня окружил густой серый туман, и я покинул свое тело. У ме­ня было ощущение, словно я плыву в воздухе. В тот момент, когда я по­
чувствовал, что уже вышел из тела, я посмотрел назад и увидел себя само­го на кровати внизу, и у меня не было страха, был покой — очень мирный и безмятежный. Я нисколько не был потрясен или испуган. Это было просто чувство спокойствия и это было нечто, чего я не боялся. Я понял, что, по-видимому, умираю и почувствовал, что если я не вернусь обратно в свое тело, то я умру, скончаюсь".

Точно также совершенно различно отношение людей к своему телу, которое они покинули. Обычно человек говорит о своих чувствах по от­ношению к своему телу. Молодая женщина, которая училась, чтобы стать медицинской сестрой, в то время, когда с ней это произошло, описывает вполне понятный страх: "Я знаю, что это смешно, но в школе медицин­ских сестер нам все время старались внушить, что мы должны пожертво­вать свои тела для науки. И вот все это время, когда я смотрела, как у меня стараются вызвать дыхание, я продолжала думать: "Я не хочу, чтобы это тело использовали в качестве трупа".

Я слышал рассказы двух других людей, которые испытали то же самое, когда обнаружили, что находятся вне тела. Любопытно, что оба они также медики: один - врач, а другая — сестра.

В другом случае это отношение имело форму сожаления. Один че­ловек, у которого после падения тело было сильно искалечено и оста­новилось сердце, рассказывает: "В какой-то момент — хотя я знал, что лежу на кровати, — я мог видеть кровать и врача, который занимался мной. Я не мог этого понять, но я смотрел на свое собственное тело, лежащее там, на кровати. И мне было очень тяжело глядеть на него и видеть, как ужасно оно искорежено".

Несколько человек рассказывали мне, что они испытали чувство от­чуждения по отношению к своему телу, как, например, в этом порази­тельном отрывке: "Слушай, я даже не знал, что я так выгляжу. Знаешь, я привык видеть себя только на фотографиях или в зеркале, и в обоих случаях это выглядит плоско. Но вдруг оказалось, что я, или мое тело, был совсем другим, — и я смог это увидеть. Я ясно увидел его целиком, с расстояния примерно пять футов. Мне понадобилось несколько минут, чтобы узнать себя".

В одном рассказе это чувство отчуждения принимает довольно сильно выраженную комическую форму. Этот человек — врач — рассказывает, как во время своей клинической "смерти" он находился рядом с кро­ватью, глядя на свой собственный труп, который принял уже пепельно-серый оттенок, свойственный мертвым телам. В состоянии отчаяния и заме­шательства он пытался решить, что ему делать. Наконец, он решил попро­бовать покинуть это место, так как у него было очень неприятное чувство. В детстве он слышал от своего дедушки истории о приведениях и, как это ни поразительно, он "не хотел находиться возле этого предмета, так по­хожего на мертвое тело — даже если оно было мною".

Самым крайним случаем являются рассказы нескольких людей, ко­торые говорили, что они не испытывали совсем никаких чувств по отно­шению к своему телу. Так, например, одна женщина после сердечного приступа почувствовала, что она умирает. Она чувствовала, как она по-

кидает свое тело, проходя сквозь темноту, и быстро удаляется от него. Она говорит: "Я совсем не смотрела назад, на свое тело. О, я знала, что оно там, и я могла бы его видеть, если бы посмотрела. Но я нисколько не хотела смотреть, потому что я знала, что я совершила все, что могла в этой жизни, и мое внимание было теперь обращено к иному миру. Я чувствовала, что смотреть назад на свое тело было бы то же самое, что смотреть в прошлое, а я твердо решила не делать этого".

Девушка, чей опыт пребывания вне тела имел место после аварии, в которой она получила тяжелые травмы, говорит: "Я могла видеть свое тело в машине все искалеченное, среди людей, собравшихся вокруг, но вы знаете, я абсолютно ничего не испытывала по отношению к нему. Словно это был совсем другой человек или даже предмет. Я знала, что это мое тело, но я ничего не чувствовала к нему".

Несмотря на всю сверхъестественность бестелесного состояния, че­ловек оказывается в подобном положении настолько внезапно, что тре­буется некоторое время, прежде чем до его сознания доходит значение того, что он переживает. Он может какое-то время находиться вне тела, отчаянно пытаясь разобраться во всем, что с ним происходит и что проносится в его мозгу, прежде чем он осознает, что он умирает или даже умер.

Когда человек наконец понимает, что он умер, это может оказать на него колоссальное эмоциональное воздействие и вызвать поразитель­ные мысли. Одна женщина помнит, как она подумала: "О, я умерла, как чудесно". Другой человек говорит, что у него возникла мысль: "Это должно быть то, что назювают смертью". Но даже тогда, когда человек осознает, что произошло, он все еще может сопротивляться или даже просто отказывается принять свое состояние. Так, например, по воспоминаниям одного человека, он размышлял над библейским обе­щанием жить семьдесят лет и возражал, что он едва прожил двадцать. Молодая женщина дала мне очень впечатляющее описание подобных ощущений: "Я думала, что я умерла, и я не жалела, что умерла, но я просто не могла представить себе, куда мне следует идти. Мои мысли и мое сознание были такими же, как при жизни, но я просто не могла себе все это представить. Я все время думала: "Куда же мне идти? Что мне делать? Боже мой, я умерла!" Я не могу поверить этому, потому что я считаю, что никогда ведь не веришь в то, что умрешь. Это всегда нечто такое, что должно случиться с другими, и хотя вы знаете это в глубине души ~ вы никогда в это по-настоящему не верите. Поэтому я решила просто подождать, пока уляжется возбуждение и когда унесут мое тело, а затем уже попытаться представить себе, куда мне отсюда напра­виться".

В одном или двух случаях, с которыми я познакомился, умирающие, чья душа, разум, сознание (или можете назвать это как-то иначе) отдели­лись от тела, говорили, что после выхода они не чувствовали, чтобы у них вообще была какая-нибудь "телесная" оболочка. Они воспринимали себя, как "чистое" сознание. По словам одного человека у него было ощуще­ние, что он "мог" видеть все вокруг себя - в том числе и свое собствен-

ное тело, лежащее на кровати, и при этом не занимал никакого места, как если бы он был сгустком сознания. Еще несколько человек сказали, что они просто не могут вспомнить, было ли у них какое-нибудь "тело" после того, как они покинули свое физическое тело — настолько они были за­хвачены тем, что происходило вокруг них.

Но значительное большинство моих собеседников утверждали, что они очутились в другом теле после того, как вышли из своего физического те­ла. Здесь мы, однако, вступаем в область, которую очень трудно обсуж­дать. Это "новое тело" представляет собой один из двух или трех аспектов связанного со смертью опыта, для которых неадекватность человеческого языка создает наибольшие трудности. Почти каждый, кто рассказывал мне об этом "теле", в этом месте становился растерянным и говорил: "Я просто не могу это описать" либо делал другое замечание в том же роде.

Тем не менее описания этого тела сильно напоминают друг друга. Так, хотя отдельные люди используют различные слова и приводят разные ана­логии, эти попытки выразить свою мысль сводятся, по-видимому, к одно­му и тому же. Я выбрал термин, который достаточно хорошо объединяет все свойства этого феномена и который был использован двумя моими собеседниками, и впредь я буду называть его "духовное тело"

Умирающие, по-видимому, первоначально осознают существование своего духовного тела из-за ограниченности его возможностей. Они обна­руживают, что, находясь вне своего физического тела, они тщетно пыта­ются сообщить окружающим о своем состоянии, — никто, по-видимому, их не слышит. Это можно очень хорошо проиллюстрировать приводимым ниже отрывком из рассказа одной женщины. Уже наступила остановка дыхания, и ее перенесли в соседнюю комнату, где ее старались реанимиро­вать.

"Я видела, как они пытаются вернуть меня к жизни. Это было очень странно. Я находилась не очень высоко, было похоже как если бы я была на пьедестале, но на небольшой высоте, а так, что могла глядеть поверх них. Я пыталась говорить с ними, но никто меня не слушал, никто не мог слышать меня".

В дополнение к тому обстоятельству, что он, судя по всему, не может быть услышан людьми, находящимися вокруг него, человек, обладающий духовным телом, скоро обнаруживает, что он также и невидим для окру­жающих. Медицинский персонал и остальные люди, находящиеся около его физического тела, могут смотреть прямо в том направлении, где он находится в своем новом духовном теле, и не подавать ни малейших признаков того, что они его видят. Его духовное тело не имеет также плотности, похоже, что физические объекты, окружающие его, с лег­костью проходят сквозь него, и он не может охватить какой-либо предмет или человека, к которым он пытается прикоснуться.

"Врачи и сестры массировали мое тело, стараясь вернуть меня к жиз­ни, и я все время пытался сказать им - оставьте меня в покое. Все, что я хотел — это чтобы меня оставили в покое. Перестаньте колотить меня! Но они не слышали. Поэтому я пытался помешать их рукам бить по моему

телу, но у меня ничего не выходило. Я не знаю, что случилось, но я не мог отодвинуть их руку. Было так, словно я прикасался к их рукам и пытался отпихнуть их, но когда я наносил удар, их руки оставались на том же мес­те. Я не знаю, проходила ли моя рука сквозь их руки, или мимо них, или что-нибудь еще. Я не чувствовал никакого прикосновения их рук, когда я пытался отодвинуть их".

Или:

"Люди со всех сторон подходили к месту аварии. Я мог видеть их, я был в середине очень узкого прохода. Однако когда они шли, то, каза­лось, не замечали меня. Они продолжали идти, глядя прямо перед собой. Когда они подошли совсем близко, я попытался повернуться, чтобы осво­бодить дорогу, но они просто прошли сквозь меня".

Далее неизменно отмечается, что это духовное тело невесомо. Боль­шинство впервые замечает это, когда (как в некоторых,из приведенных выше, отрывках) они обнаруживают, что взлетают к потолку или в воз­дух. Многие описывают "ощущение полета", "чувство невесомости", "ощущение,будто плывешь" в связи со своим новым телом.

Обычно, т.е. находясь в своем физическом теле, мы имеем много пу­тей, чтобы установить, где именно находится в пространстве наше тело и его отдельные части и движутся ли они. Зрение и чувство равновесия здесь, конечно, важны, но есть и еще одно связанное с этим чувство. Ки­нестезия является нашим чувством движения или напряжения наших су­хожилий, суставов и мускулов. Мы обычно не осознаем импульсов, пере­даваемых посредством нашего чувства кинестезии, поскольку из-за прак­тически постоянного использования этого чувства наши восприятия его притупляются.

Я предполагаю, однако, что если бы мы были внезапно лишены этого чувства, то сразу же заметили бы его отсутствие. И действительно, по сообщениям нескольких человек, они во время пребывания в духовном теле осознавали, что лишены ощущения веса, движения и расположения в пространстве.

Эти свойства духовного тела, которые кажутся, на первый взгляд, ограничениями, могут с равным правом рассматриваться и как отсутствие ограничений. Можно представить себе это и так: человек, обладающий духовным телом, находится в привилегированном положении по отноше­нию к тем, кто его окружает. Он может видеть и слышать их, но они не могут видеть или слышать его (многие шпионы сочли бы такое положение завидным). Точно так же, хотя дверная ручка, судя по всему, проходит сквозь его руку, когда он прикасается к ней, это, в общем-то, не имеет никакого значения, поскольку он вскоре обнаруживает, что может просто- напросто пройти сквозь дверь. Путешествие в этом состоянии, как только он освоится с этим, делается крайне легким. Физические объекты не со­ставляют никакого препятствия, а перемещение с одного места на другое может быть очень быстрым, почти мгновенным.

Кроме того, хотя духовное тело и незаметно для людей, обладающих физическими телами, оно, по мнению всех, кто это пережил, есть "нечто", хотя его и невозможно описать. Все сходятся на том, что оно имеет форму

или очертания (иногда округлые или в виде бесформенного облака, а иногда существенно напоминающие очертания физического тела) и даже отдельные части (выступы или поверхности аналогичные рукам, ногам, го­лове и тд.) . Даже в тех случаях, когда форма духовного тела описывается как более или менее округлая, часто отмечают, что оно имеет концы, верх и низ и даже упоминавшиеся выше "части".

Мне приходилось слышать множество различных выражений, исполь­зуемых для описания этого тела,но,как нетрудно увидеть, во всех случаях подразумевается одна и та же мысль. Среди слов и выражений, использо­вавшихся разными людьми, были такие, как: туман, облако, подобие ды­ма, пар, нечто прозрачное, цветное облако, что-то тонкое, сгусток энергии и другие со сходными значениями.

И, наконец, почти все отмечают, что, когда находишься вне тела, вре­мя не существует,Многие говорят,что,хотя они и должны описывать свое пребывание в духовном теле в терминах времени (тле. это свойственно че­ловеческому языку), в действительности время не было одним из элемен­тов их внетелесного опыта, в отличие от пребывания в физическом теле, Я привожу здесь отрывки из пяти бесед с людьми, описывающими эти не­обычные свойства духовного тела.

1. На повороте я потерял управление автомобилем, он сорвался с до­роги и взлетел в воздух, и я помню, как я увидел голубое небо и увидел, что машина падает в канаву. В тот момент, когда автомобиль сошел с до­роги, я сказал себе: я попал в аварию. С этого момента я потерял чувство времени и ощущение физической реальности в отношении своего тела - я потерял контакт со своим телом. Моя сущность, или мое "я", или мой дух, назовите это как хотите, — я почувствовал, что оно как бы выходит из меня вверх, через голову. Это не причиняло боли, просто словно оно поднималось и было надо мной ... Моя "сущность" ощущала себя, как некоторую плотность, однако все же не физическую, а, скорее, это по­ходило на какую-то волну или нечто, сходное с ней. Я думаю, что это не было вполне физической реальностью, а напоминало некий, если хотите, заряд. Но это ощущалось как нечто вполне реальное ... оно было неболь­шим по объему и воспринималось как шар с нечеткими границами. Мож­но было бы сравнивать это с облачком ... оно выглядело почти так, как если бы имело оболочку

Когда оно вышло из моего тела, то казалось, что у него имеется как бы две вытянутости - длинная спереди и короткая сзади . . . оно ощущалось как очень, очень легкое. В моем физическом теле отсутствова­ло напряжение. Это ощущение полностью исчезло. Мое тело не име­ло веса.

Самым поразительным из всего пережитого мною опыта был тот мо­мент, когда моя сущность остановилась над моей головой. Это походило на то, будто она решала — покинуть ли мое тело или вернуться в него. Казалось, что и тогда время еще не двигалось. В самом начале аварии и после нее все совершалось необычайно быстро, но в самый момент ава­рии, когда моя сущность находилась как бы над моим телом и автомо­биль летел через насыпь, казалось, что все это происходило довольно

долго, прежде чем автомобиль упал на землю. Все это время я действи­тельно не ощущал себя ни находящимся в машине, ни попавшим в ава­рию, ни даже связанным с моим собственным телом, я был только в моем сознании.

Моя сущность не имела физических свойств, но я вынужден описы­вать ее в физических терминах. Я мог бы описывать это многими спо­собами, во многих словах, но в действительности никакие слова не соответствуют в полной мере тому, что происходило тогда со мной. Это очень трудно пересказать.

Наконец, автомобиль упал на землю и покатился, но моими единст­венными травмами были растяжение шеи и ушиб ступни.

2.
Когда я вышла из своего физического тела, это выглядело так, как будто я действительно вышла из своего тела и вошла во что-то другое. Я не думаю, что это было просто ничто. Это было другое тело .., но не настоящее человеческое тело. Оно было несколько иным. Оно не соот­ветствовало в точности человеческому телу, но и не было бесформенной массой. По форме оно походило на тело, но оно было бесцветным. И еще я знаю, что у меня было то, что можно было бы назвать руками.

Я не могу точно описать его. Я была больше всего поглощена тем, что меня окружало, - видом моего собственного физического тела и всего вокруг меня. Так что я не особенно думала о том, в каком новом теле я нахожусь. И все это, казалось, происходило очень быстро. Время утратило обычную реальность, но в то же время оно не исчезло совсем. События как будто начинают протекать значительно быстрее после того, как поки­даешь свое тело.

3.
Я помню, как меня привезли в операционную, и в течение несколь­ких последующих часов мое состояние было критическим. За это время я несколько раз покидал свое тело и возвращался в него. Я видел свое фи­зическое тело прямо сверху. В то же время я находился тем не менее в теле, но не в физическом, а в ином, которое я, пожалуй, лучше всего могу охарактеризовать как некий вид энергии. Если бы мне нужно было описать его словами — я сказал бы, что оно было прозрачно и духовно, в противоположность материальным предметам. В то же время у него опре­деленно имелись отдельные части.

4.
После того, как мое сердце перестало биться, я ощутил, будто я стал подобен круглому мячу или стал похож на маленькую сферу этого круглого мяча. Я просто не могу вам этого описать.

5.
Я был вне моего тела и смотрел на него с расстояния примерно ярдов десять, но я осознавал себя так же, как в обычной жизни. То, в чем помещалось мое сознание, по объему было таким же, как и мое прежнее физическое тело. Но я не был в теле, как таковом. Я мог ощущать место­нахождение моего сознания как какую-то капсулу или нечто похожее на капсулу, обладающее, впрочем, отчетливой формой. Я не мог раз­глядеть это, оно было как бы прозрачным и невещественным. Все выгля­дело так, что я именно там, в этой капсуле, и находился, а она представля­ла собой просто небольшой сгусток энергии. В этом состоянии я не испы­тывал обычных телесных ощущений - например, температуры.

Другие люди в своих рассказах кратко упоминали о том, что их новое тело по форме походило на их физическое тело. Одна женщина рассказы­вала мне о том, что она ощущала в то время, когда она была вне своего физического тела:

"Я ощущала себя обладающей целостным телом, с руками, ногами и т д., но при этом я была невесомой".

Одна дама, наблюдавшая за приемами по реанимации ее тела, находясь как бы над ним, под потолком, рассказывает: "Я все же обладала телом, я вытянулась и смотрела вниз. Я могла двигать ногами и заметила, что одна из них теплее, чем другая".

Передвижение, мышление в этом духовном состоянии, согласно не­скольким воспоминаниям, также осуществляются совершенно беспрепят­ственно. Снова и снова мне приходилось слышать о том, что люди, пере­жившие такой опыт, несколько освоившись со своим новым состоянием, начинали мыслить яснее и быстрее, чем во время своего физического бы­тия, Например, один мужчина рассказывал мне, что в то время, когда он был "мертв", — "были возможны вещи, невозможные теперь. Ваше созна­ние совершенно отчетливо. Это так приятно! Мое сознание могло воспри­нимать все явления и сразу разрешать возникающие вопросы, не возвра­щаясь снова и снова к одному и тому же".

Характер восприятия окружающего похож и не похож на восприятие физического тела. В некоторых отношениях духовное состояние более ограничено. Как мы видели, кинестезия, т.е. внутреннее состояние тела, как таковая отсутствует. В двух примерах пациенты говорили, что у них отсутствовали температурные ощущения, хотя многие рассказывали о том, что они чувствовали приятную теплоту. Никто из опрошенных лиц ничего не говорил о вкусовых или обонятельных ощущениях.

С другой стороны, ощущения, которые соответствуют физическому слуху и зрению, остаются неизменными и по сравнению с физическим состоянием. Один мужчина говорил, что когда он был "мертв", его зре­ние было несравненно более острым. Вот его слова: "Я просто не мог понять, как я могу видеть так далеко". Женщина, рассказавшая о своем предсмертном опыте, замечает: "Мне казалось, что это духовное зрение не знает границ, tjc, я могла видеть, что угодно и где угодно". Это явление очень наглядно описано в следующем отрывке из интервью одной жен­щины, которая пережила внетелесный опыт вследствие несчастного случая:

"Была необычайная суматоха, люди бегали вокруг санитарной маши­ны. Когда я всматривалась в окружающих, чтобы понять, что происходит, то предмет сразу же приближался ко мне, точно как в оптическом устрой­стве, позволяющем делать "наплыв" при съемке, я как будто находилась в этом устройстве. Но мне в то же время казалось, что часть меня, т. е. то, что я буду называть моим сознанием, оставалась на месте, в нескольких ярдах от моего тела. Когда я хотела разглядеть кого-либо, находящегося от меня на некотором расстоянии, то мне казалось, что часть меня, нечто вроде какого-то тяжа, протягивалась к тому, что я хотела видеть. В то

время мне казалось, что бы ни происходило в любой точке земли, я при желании могла бы там быть".

"Слух", присущий духовному состоянию, очевидно, может быть наз­ван так лишь по аналогии с тем, что имеет место в физическом мире, т. к. большинство опрошенных свидетельствуют о том, что они на самом деле слышали не физический звук или голос. Скорее им казалось, что они вос­принимают мысли окружающих их лиц, и как мы увидим позднее, этот же механизм непосредственной передачи мнений играет очень важную роль на поздних стадиях опыта смерти.

Одна дама описывает это так:

"Я могла видеть окружающих меня людей и понимать все, о чем они говорят. Я не слышала их так, как я слышу вас. Это больше походило на то, как если бы я узнавала, что они думают, но это воспринималось только моим сознанием, а не через то, что они произносили. Я уже понимала их за секунду до того, как они открывали рот, чтобы что-то сказать".

Наконец, на основании одного уникального и очень интересного со­общения можно видеть, что даже жестокая травма физического тела не оказывает каких-либо вредных последствий на ощущение духовного тела. В этом примере речь идет о мужчине, потерявшем большую часть ноги в результате несчастного случая, после чего последовала клиническая смерть. Он знал об этом, т.к. отчетливо видел свое искалеченное тело с не­которого расстояния, так же как и доктора, оказавшего ему первую по­мощь. Однако в то время, когда он был вне своего тела.

"Я мог ощущать мое тело так, как если бы оно было целым. Я знал это. Я ощущал себя целым и чувствовал, что весь там, т. е. в духовном те­ле, хотя это было не так".

Затем следует указать на то, что в этом бестелесном состоянии лич­ность как бы отрезана от себе подобных. Человек может видеть других людей и целиком понимать их мысли, но они не могут ни видеть, ни слы­шать его. Связь с другими людьми совершенно прерывается, даже при по­мощи осязания, т. к. его духовное тело лишено плотности. Поэтому не удивительно, что после некоторого времени нахождения в таком состоя­нии человеком овладевает острое чувство изолированности и одиночества. Как рассказывал об этом один человек, он мог видеть все, что происходи­ло вокруг него в больнице: докторов, сестер и других людей, занимаю­щихся своими делами. В то же время он никаким способом не мог кон­тактировать с ними, так что этот человек говорил: "Я был совершенно одинок".

Многие другие из опрошенных мною людей также говорили об остром чувстве одиночества, овладевшем ими в тот момент.

"Все,что я видел и переживал в то время, было так прекрасно, что просто невозможно описать. Мне хотелось, чтобы другие также побывали там со мной, чтобы видеть все, что вижу я. И я уже тогда чувствовал, что никогда не смогу пересказать кому-либо увиденное мною. Я ощущал себя одиноким, потому что мне очень хотелось, чтобы кто-нибудь был рядом

со мной и чувствовал то же, что чувствую я. Но я знал, что никто другой не мог там быть. Я чувствовал в то время, что нахожусь в мире, совер­шенно изолированном от всего остального. И тогда мною овладело чув­ство глубокой подавленности".

Или:

"Я не мог что-либо трогать или передвигать, не мог контактировать с кем-либо из окружающих меня людей. Это было ощущение страха и оди­ночества, ощущение полной изоляции. Я знал, что я был совершенно одинок, только с самим собой".

И еще:

"Я был просто поражен. Я не мог поверить, что это случилось. Я со­вершенно не был озабочен или обеспокоен мыслями, вроде: о, я умер, или: родители потеряли меня, какое это горе для них, я никогда их боль­ше не увижу. Ни о чем таком я не думал.

В то время я сознавал свое полное, абсолютное одиночество, как буд­то я был гостем из другого мира. Все связи оборвались. Я знаю, это было так, т. е. как будто там не было любви или других чувств. Все было как-то механично. Я в самом деле не понимаю, что все это означало".

Однако вскоре чувство одиночества, охватывающее умирающего, рас­сеивается по мере того, как он глубже погружается в это состояние. Дело в том, что перед умирающим начинают появляться другие лица с тем, чтобы помочь ему в этом переходном состоянии. Они воспринимаются как души других людей, часто тех, что были близкими родственниками или друзьями умершего и которых он хорошо знал при жизни. В большин­стве случаев люди, которых я интервьюировал, рассказывали о появлении этих духовных существ, хотя рассказы эти весьма различны. Далее мы рассмотрим эти свидетельства.

По материалам книги Раймонда Моуди "Жизнь после жизни"
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Встреча с другими

Несколько человек рассказывали мне, что в тот момент, когда они умирали - иногда это было в самом начале, иногда после других событий, связанных с умиранием, — они начинали осознавать близкое присутствие других духовных существ. Эти существа, очевидно, присутствовали рядом с ними с тем, чтобы помочь и облегчить умирающим переход в новое состояние. В двух случаях их присутствие имело целью сообщить умираю­щим, что время их смерти еще не наступило и что они должны вернуться в свое физическое тело.

"Я пережила этот опыт во время родов, которые были очень тяжелы­ми, и я потеряла много крови. Доктор уже потерял надежду вернуть ме­ня к жизни и сказал моим родным, что я умерла. Однако я очень внима­тельно за всем наблюдала и даже когда я слышала, как доктор говорил это, я чувствовала себя вполне в сознании. В это же время я поняла, что все присутствующие здесь люди — их было довольно много — парят под потолком комнаты. Это были все люди, которых я знала в моей жизни, но которые уже умерли. Я узнала свою бабушку и девочку, которую

знала, когда училась в школе, а также много других родных и знакомых. Это выглядело так, что я видела главным образом их лица и чувствовала их присутствие. Все они выглядели очень приветливыми. Было очень хо­рошо от того, что они рядом. Я чувствовала, что они пришли, чтобы за­щитить или сопровождать меня. Было почти так, как если бы я пришла домой и они были здесь, чтобы встретить и приветствовать меня. Все это время меня не покидало чувство света и радости. Это был прекрасный и славный момент".

Один человек вспоминает:

"За несколько недель до того, как я чуть не умер, был убит мой хоро­ший друг по имени Боб. И вот, в тот момент, когда я вышел из своего тела, у меня было ощущение, что Боб был рядом со мной, справа от меня. Я мог видеть его в своем сознании и чувствовал, что он здесь, но это все было странно. Я видел его не как физическое тело. Я мог видеть предме­ты, но не в виде физических форм, и я все видел так же отчетливо, как и его. Имело ли все это какой-то смысл? Он был здесь, но у него не было физического тела. Это было что-то вроде просветленного тела, и я мог вос­принимать каждую из его частей — руки, ноги и т. д., но я не видел их в физическом смысле. Я не думал тогда о том, что это должно быть доволь­но странно, потому что у меня на самом деле не было необходимости видеть его глазами. Я, собственно, и не имел глаз в этом смысле.

Я спросил его: "Боб, куда я сейчас иду, что случилось, умер я или нет?" Но он ничего не ответил мне, не сказал ни слова. Все время, пока я был в больнице, он часто был возле меня, и я снова и снова спрашивал его: "Что происходит?", но он так ничего и не ответил. И только в тот день, когда доктор сказал обо мне: "Он возвращается к жизни", Боб исчез. Я больше не видел его и не чувствовал его присутствия. Это вы­глядело так, как будто он был рядом и ждал, когда я пройду через финал, и тогда он расскажет мне подробнее о том, что произошло".
В других случаях души людей встречаются с лицами, которых они не знали в своей физической жизни. Одна женщина рассказывала о том, как во время своего внетелесного опыта она видела не только свое собст­венное прозрачное духовное тело, но также и духовное тело другого чело­века, умершего незадолго перед этим. Она не знала, что это был за чело­век, но сделала следующее очень интересное замечание: "Я видела этого человека, его дух, как не имевшего определенного возраста, да я и сама не имела никакого чувства времени".

В очень немногих примерах опрашиваемые считали, что существа, ко­торые их встречали, были "духами-хранителями". Одному человеку такой дух сказал: "Я должен помогать тебе пройти эту стадию твоего бы­тия, но сейчас я собираюсь вернуть тебя обратно к другим".Одна женщина рассказывала мне, что когда она покинула свое тело, она обнаружила при­сутствие рядом с собой двух других духовных существ, которые назвали себя ее "духовными помощниками".

В двух очень сходных случаях пациенты рассказывали, что они слы­шали голос, который говорил им, что они еще не умерли и должны будут

вернуться обратно. Так, один из них рассказывает: "Я слышал голос, но это был нечеловеческий голос, и его восприятие находилось за границей физических ощущений. Этот голос говорил мне, что я должен вернуться назад, и я не чувствовал страха перед возвратом в свое физическое тело".

Наконец, духовные существа могут иметь и неопределенную форму.

Когда я был мертв и находился в этой пустоте, я говорил с людьми. Но я не могу сказать, что я говорил с людьми, обладавшими определен­ным телом. Тем не менее у меня было чувство, что вокруг меня были люди, я мог ощущать их присутствие и их движения, хотя я никого не видел. Время от времени я говорил с кем-либо из них, но не мог никого видеть. Когда я стремился узнать, что происходит, я всегда получал мыс­ленный ответ от кого-нибудь из них о том, что все в порядке, что я умираю, но что все будет хорошо. Так что мое состояние не беспокоило меня. Я неизменно получал ответ на каждый вопрос, который я задавал. Они не оставляли мое сознание одиноким в этой пустоте".

По материалам книги Раймонда Моуди "Жизнь после жизни"
Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
 Share





×
×
  • Создать...